Среди стран Восточной Европы и Центральной Азии Россия оказалась лидером по числу университетов, попавших в топ-100.
Видеомост Москва — Лондон на тему "Рейтинг университетов QS: развивающиеся страны Европы и Центральной Азии" прошел сегодня в международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня".
Зоя Зайцева, региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии компании QS Quacquarelli Symonds сообщила, что рейтинг охватил в общей сложности 30 стран. "Россия оказалась лидером по числу университетов, попавших в топ-100", — подчеркнула она. В первую сотню вошли 26 российских вузов, по 10 вузов Чехии и Турции, девять вузов Польши, восемь вузов Казахстана, по шесть вузов Венгрии и Украины. В ходе составления рейтинга были исследованы 368 вузов, 255 из которых никогда раньше не попадали в рейтинги QS.
При этом вузы оценивались по следующим критериям: академическая репутация, репутация среди работодателей, соотношение числа студентов и профессорско-преподавательского состава, доля иностранных преподавателей и иностранных студентов, доля сотрудников с ученой степенью, эффективность интернет-ресурсов, количество опубликованных статей, приходящихся на одного сотрудника профессорско-преподавательского состава и количество цитат, приходящихся на одну опубликованную статью. Ректор Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" Михаил Стриханов, комментируя итоги рейтинга, в котором МИФИ занял 8-е место среди российских вузов, заявил, что "университет улучшил свои позиции потому, что взял курс на исполнение магической образовательной триады: качественная наука замыкается на промышленном производстве инноваций, давая обратную связь с процессом образования". Второй секрет успеха он связал с тем, что вуз ориентирован на успешные госкорпорации, например, "Росатом". Главной же проблемой для технических вузов страны Михаил Стриханов назвал "сочетание гражданской и оборонной тематики". Ректор полагает, что в этом смысле "нужно ориентироваться на лучшие международные образцы, демонстрирующие синергию, при которой оборонные исследования настраивают на проведение высокого уровня гражданских исследований".
Говоря о значимости образовательных рейтингов, ректор подчеркнул, что хотя подобного рода исследования не единственный показатель успешности вуза, это "необходимая рамка, которой вуз должен следовать". "Рейтинг подстраивает российское образование под признанные международные стандарты и жестко дисциплинирует коллектив самого вуза", — подчеркнул он.
В целом он оценивает итоги рейтинга, как "большой успех российского образования". Однако общей проблемой считает "узнаваемость бренда". "Мы должны предпринимать серьезные усилия, чтобы российские университеты становились более узнаваемыми, ректоры — симпатичными, сайты — открытыми, а английский язык — четким", — заметил ректор и подвел итог: "главное в рейтингах – не победа, а работа над ошибками".
В свою очередь ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий Александров отметил, что "объективная оценка имеет большое значение, но абсолютизировать данные рейтингов не стоит, как не стоит сравнивать круглое с теплым". "Для нашего университета конечная цель – не научные исследования и публикации, а разработка изделия (нового материала), выпуск инноваций", — пояснил он.
Важность взаимного сотрудничества между российскими вузами подчеркнула ректор МИСиС Алевтина Черникова. "У каждого университета свои сильные стороны, и когда мы их объединяем, выигрывают все", — отметила она, указав на удачный опыт совместной работы МИСиС, МИФИ и Физтеха, которые вместе с "Роснано" и правительством Москвы создали новую магистерскую программу.
Ректор Алтайского государственного университета Сергей Землюков указал на роль финансовой господдержки науки и образования и порадовался тому, что 5 сибирских вузов вошли в рейтинг QS. "Отрадно и то, что в рейтинг попали 8 вузов из Казахстана, с которыми мы активно взаимодействуем", – добавил он, подчеркнув особую значимость позиционирования в центральном азиатском образовательном пространстве.
Проректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Ольга Гришина призналась, что вуз расценивает итоги рейтинга как "аудит своей деятельности". "Наша стратегическая задача – повысить интренационализацию, цитируемость и узнаваемость бренда", — отметила проректор. Начальник управления в области образования и социальной сферы Дмитрий Гужеля подчеркнул важность подобных исследований для абитуриентов: "результаты помогают ориентироваться им в образовательном пространстве".
Резюмируя сказанное, и.о. регионального директора по Восточной Европе и Центральной Азии QS Quacquarelli Symonds Ирина Толстова, которая вышла на связь из Лондона, выразила мнение, что "россияне большие молодцы, ведь такой результат достигается ценой большого труда".
http://ria.ru/education/20141217/1038795710.html#14206300064973&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration |