?????????? ??? ?????????, ????????, ?????????? ? ?? ?????????
Uralucheba.ru
·Высшее
образование
·Среднее
образование
·Общее
образование
·Дошкольное
образование
·Дополнительное
образование
·Курсы
для взрослых
·Курсы
для детей
| Главная | Поиск по сайту | Контакты сайта | Ссылки | Карта сайта |
??? ?? ??????????? ?? ?????: ????? ? ???????????????? ???????????, ????? ? ???????? ?????????
Ваш город:
Уральский институт экономики, управления и права – один из старейших негосударственных вузов города!
17.06.2013

  «В условиях рыночной конкуренции востребованность выпускников вуза – важнейший фактор»
  В 2002 году, согласно рейтингу Министерства образования РФ, Уральский институт экономики, управления и права занял 20-е место среди негосударственных аккредитованных высших учебных заведений России. С этого момента вуз сохраняет лидирующие позиции не только в Свердловской области, но и в Уральском федеральном округе. В 2010 году Институт подтвердил свои достижения, став одним из ста лучших вузов России (топ «100 лучших вузов России»), а ректор А.М. Асадов получил диплом «Лучший ректор года». Помимо этого Институт – крупнейший на Урале негосударственный вуз. В настоящее время здесь обучается 6775 человек.
Сегодняшний гость редакции – ректор Уральского института экономики, управления и права, кандидат юридических наук, доцент  Али Мамедович Асадов.

–Не так давно Министерство образования и науки РФ опубликовало результаты мониторинга деятельности негосударственных образовательных учреждений высшего образования в целях оценки эффективности их работы. Как вы относитесь к подобной системе оценки?

– Сама по себе идея мониторинга деятельности вузов правильная. Не вижу ничего плохого в том, чтобы люди знали, какие вузы эффективные, какие – не очень. Однако разработанный Минобрнауки РФ перечень критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности вузов вызывает серьезные нарекания – причем как со стороны государственных вузов, так и со стороны негосударственных. Например, как можно по одним и тем же критериям оценивать эффективность деятельности технического и гуманитарного вуза? О чем говорит сам по себе такой показатель, как «общая площадь учебно-научных помещений в расчете на одного студента»?

Объемы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на одного научно-педагогического работника в вузах разных профилей также заведомо неодинаковы, а в каких-то случаях – просто несопоставимы. Как можно по одним и тем же критериям сравнивать государственные и негосударственные вузы, если они находятся в заведомо неравном положении? Скажем, как можно сравнивать общий объем НИОКР, количество площадей в вузе, количество иностранцев, если государство поддерживает научную деятельность только в государственных вузах, а также компенсирует налоги на недвижимость? В ходе обсуждения результатов мониторинга высказывались очень интересные предложения – например, учитывать, как тот или иной вуз влияет на экономику региона, на определенные отрасли промышленности. Если такого влияния нет, то какая разница, сколько у вуза квадратных метров? Об этом говорил, в частности, председатель Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского нового университета Владимир Зернов.
Кстати, во многих развитых странах эффективность деятельности вузов оценивается не государственными структурами, а межвузовским сообществом или авторитетными профессиональными ассоциациями.
    
– А до настоящего времени подобными мониторингами министерство не занималось?

– В такой форме нет, но вообще государство постоянно контролирует деятельность вузов. Есть соответствующие законодательные механизмы, определяющие лицензирование образовательной деятельности, образовательных программ, аккредитации. Этим занимается Федеральная служба по надзору в сфере образования и науке. Можете не сомневаться, этой очень строгий надзор и контроль. В частности, Рособрнадзор регулярно проводит процедуры государственной аккредитации, целью которой является подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам. При осуществлении государственной аккредитации образовательного учреждения проводится аккредитационная экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам; а также экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида. Наш Институт неоднократно, начиная с 1998 года, успешно проходил государственную аккредитацию. Последний раз – в феврале 2013 года. Решением коллегии Минобрнауки РФ, принятым в марте 2013 года, наш Институт и все 9 филиалов аккредитованы на срок 6 лет.

– Вы – ректор по научной работе. Могли бы кратко рассказать о научных достижениях вашего Института, о работающих в нем ученых?

– Мы ежегодно проводим 2–3 международных и 3–4 всероссийских научно-практических конференции, десятки мастер-классов с участием профессоров НИУ-ВШЭ, МГУ им. М. Ломоносова, Омского юридического института, а также преподавателей, ведущих ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска, Воронежа, Ижевска, Перми, Челябинска.
В 2007 году вышел первый номер научного журнала «Вестник Уральского института экономики, управления и права», периодичность которого составляет четыре номера в год. В редакционную коллегию вошли ведущие преподаватели и ученые Института и Южно-Уральского государственного университета. Журнал стал значимой вехой в сотрудничестве ученых Уральского региона. За прошедшие годы выпущено 20 номеров. В 2011 году вышел первый специализированный номер Вестника Уральского института экономики, управления и права – Серия «Право», который будет выходить также ежеквартально.
С 2006-2007 учебного года в Институте реализуются программы высшего послевузовского образования (аспирантура), по научным специальностям «административное право», «финансовое право», «информационное право», «экономическая теория». Аспиранты, успешно освоившие программу послевузовского образования, имеют возможность защищать кандидатские диссертации в новом диссертационном совете, одним из учредителей которого является Уральский институт экономики, управления и права.
Несколько слов об учредителях Института. Первым ректором был заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Д.Н. Бахрах. Демьян Николаевич – один из ведущих специалистов России в области теории административного права. Он – автор 5 монографий, 10 учебников по административному праву, по которым учатся студенты всех юридических факультетов и вузов России. Всего профессор Д.Н. Бахрах опубликовал более 300 научных и учебно-методических работ. Под его научным руководством профессора подготовили и защитили кандидатские диссертации 40 аспирантов и соискателей, 5 человек из их числа стали докторами наук. В настоящее время Демьян Николаевич является председателем совета учредителей, первым проректором, заведующим кафедрой административного права.
 Ректор Института – кандидат юридических наук, доцент Али Мамедович Асадов успешно сочетает организаторскую и общественную работу с научными исследованиями в области финансового права и преподавательской деятельностью. Он является автором более 130 научных трудов, в том числе 5 монографий. В 2010 году книга Али Мамедовича «Теория косвенных административных отношений в системе финансовых органов государственной власти» стала лучшей в номинации «Государственное и муниципальное управление. Лучшее научное издание» на международном форуме «Инновации. Бизнес. Образование-2010» в Ярославле.
Владимир Данилович Мазуров – заслуженный деятель науки РФ, доктор физико-математических наук, профессор является видным специалистом в области исследования операций, математического программирования и распознавания образов. Он – автор и соавтор более 200 научных работ, в том числе 5 монографий. Владимир Данилович подготовил 1 доктора наук и 16 кандидатов наук. На основе научных исследований Владимира Даниловича получены такие результаты, как пакеты прикладных программ для задач распознавания образов и диагностики серии КВАЗАР с их широким практическим внедрением; решение задач медицинской компьютерной диагностики с внедрением результатов в клиниках Екатеринбурга; решение задач технико-экономического планирования и прогнозирования для промышленных предприятий Екатеринбурга и Свердловской области; разработка компьютерной системы прогнозирования развития промышленности Свердловской области. В 2013 году профессор Мазуров избран действительным членом Российской академии естественных наук (РАЕН).
Мария Яковлевна Кириллова – кандидат юридических наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского права и гражданского процесса, Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Мария Яковлевна – специалист в области гражданского права, жилищного права. Она является автором более 70 научных работ, в том числе 6 монографий (по авторскому праву, исковой давности, договору поставки, праву собственности и др.). Основные направления научной деятельности профессора М.Я. Кирилловой – совершенствование правового регулирования жилищных отношений, творческих отношений и др. Под ее научным руководством успешно защитили диссертации такие известные в России люди, как А.В. Брызгалин (генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право»), П.В. Крашенинников (депутат Госдумы РФ VI созыва от «Единой России», председатель комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству) и другие.
Дарья Владимировна Нестерова – доктор экономических наук, профессор, проректор по межвузовским и международным связям, заведующая кафедрой экономической теории. Профессор Д.В. Нестерова дважды проходила стажировку в университете г. Гент (Бельгия) по вопросам организации учебного процесса и обмена студентами (1996, 1997 гг.), по вопросам использования новых компьютерных технологий в преподавании экономических дисциплин в Институте экономического развития при Всемирном Банке (г. Вашингтон, США, 1998 г.), организации бизнес-образования и исследования проблем переходной экономики в Институте Уильяма Дэвидсона при Школе бизнеса Университета штата Мичиган (США, 2001, 2003 гг.). Сфера научных интересов профессора Д.В. Нестеровой – рынок труда и управление трудом; экономика общественного сектора; экономика образования и университетский менеджмент; экономическая теория переходной экономики; экономика государственного сектора. Дарья Владимировна активно участвует в зарубежных и отечественных исследовательских проектах, является автором большого количества монографий, научных статей, учебно-методических работ. Под научным руководством профессора Д.В. Нестеровой подготовили и защитили кандидатские диссертации более 10 аспирантов.
 Александр Иванович Смирнов – кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по инновационному образованию, специалист в области исследования операций, математического моделирования и распознавания образов, автор и соавтор более 60 научных работ. Основные направления научных исследований доцента А.И. Смирнова – разработка и анализ математических моделей, интеллектуальных информационных систем, теория и методы распознавания образов и оптимизации. Александр Иванович – автор многочисленных учебных и учебно-методических работ. Его учебник «Введение в линейную алгебру», изданный в 2012 г., получил гриф УМО по образованию в области прикладной информатики (т.е. был рекомендован в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Прикладная информатика»).
В нашем Институте работают и другие крупные ученые: Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Борис Васильевич Личман; доктор физико-математических наук, профессор Владимир Николаевич Сыромятников; доктор юридических наук, профессор Игорь Вячеславович Выдрин; доктор психологических наук, профессор Наталья Владимировна Жукова и другие.  
Как я уже говорил, мы ежегодно проводим научно-практические конференции, издаем сборники материалов, обмениваемся опытом с зарубежными коллегами. У нас есть интересные творческие контакты с Генеральным консульством США в Екатеринбурге. Я в 2008 году был в Америке по программе культурного обмена, изучал опыт этой страны в профилактике и противодействии коррупции. По итогам этой поездки была проведена видеоконференция «Профилактика и противодействие коррупции в США: административно-правовые и политико-культурные аспекты», в которой приняли участие преподаватели и студенты УИЭУиП, с одной стороны, и сотрудники комитета по правительственной этике США − с другой.


– Вернемся в начало разговора. К образованию. Каковы основные вехи развития вашего вуза? Известно, что Уральский институт экономики, управления и права – один из старейших негосударственных вузов Екатеринбурга.

– Это действительно так: в прошлом году наш Институт отметил свое 20-летие. Уральский институт экономики, управления и права был создан по инициативе ученых Уральского государственного университета им. А.М. Горького и Уральской юридической академии. Первое название Института – Уральский университет экономики и права. Главной целью создания Института была заявлена подготовка специалистов нового типа, профессионалов, готовых решать комплексные задачи развивающего и постоянно меняющегося социально-экономического пространства России.
В 1992 году на очную форму обучения были приняты 114 студентов по направлениям: «Экономика и право», «Экономика», «Юриспруденция». Одновременно с началом занятий студентов очной формы обучения были сформированы группы подготовки специалистов, имеющих высшее образование. По рекомендации Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию Уральский университет экономики и права был переименован в Уральский институт экономики, управления и права.
В 1993 году Институт получил свою первую лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальностям подготовки: «Экономика и управление на предприятии» и «Юриспруденция». В дальнейшем Институт последовательно получал лицензии на право ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам (в настоящее время осуществляется подготовка по пяти основным образовательным программам (далее – ООП) специалитета, 7 ООП бакалавриата, 3 ООП магистратуры, 4 ООП аспирантуры).
С 1993 года началось становление филиалов Института в городах Каменск-Уральский, Нижний Тагил, Курган, где в настоящее время осуществляется подготовка студентов по очной, очно-заочной, заочной формам обучения, студентов, получающих второе высшее образование, бакалавров, магистров. На сегодняшний день – это сложившиеся учебные подразделения Института, где учатся тысячи студентов. Филиалы в установленные сроки проходят государственную аккредитацию.
С ноября 2003 года у нас появилось еще два филиала – в городах Свердловской области Полевской и Лесной. В 2010 году получил лицензию Краснотурьинский филиал (Свердловская область), в 2011 – Златоустовский (Челябинская область). С 2012 года образовательная деятельность осуществляется в Верхнесалдинском и Артемовском филиалах (Свердловская область).
Уральский институт экономики, управления и права является постоянным членом Ассоциации негосударственных вузов Российской Федерации, Ассоциац ии юристов России, Ассоциации юридических вузов России, Совета ректоров негосударственных вузов Свердловской области. Первым председателем Совета ректоров негосударственных вузов Свердловской области был заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор юридических наук Д.Н. Бахрах. В 1994 году Институт занял первое место на конкурсе учебных заведений экономического профиля, проводимом Центром содействия предпринимательству Администрации Свердловской области.
В Институте создано 29 кафедр (18 – в головном вузе, 11 – в филиалах). Рост числе квалифицированных преподавателей – приоритетная задача руководства Института. Кроме штатных сотрудников, в нашем вузе регулярно преподают профессора из ближнего и дальнего зарубежья: Николо Акочелло (Италия), Роланд Хан (Германия), Франсуа Фулконис (Франция). Ежегодно растет количество стипендиатов губернатора Свердловской области (от одного человека в 2006–2007 учебном году до 19 человек в 2012–2013-м). Всего за 2006–2012 годы стипендии губернатора Свердловской области студенты нашего Института были удостоены 44 раза.

– Бюджетные места вам министерство выделяет?

– В 2012 году Институт принял участие в конкурсе на получение бюджетных мест, по результатам которого ведется подготовка магистрантов за счет финансирования из средств федерального бюджета. Мы получили 5 бюджетных мест с сентября 2012 года (магистратура "Экономика", заочная форма обучения).

– Направления подготовки у вас достаточно традиционные. Есть ли какая-то изюминка?

– С 2001 года в Институте активно работает служба «Юридическая клиника», созданная по инициативе профессора Бахраха для более полной и качественной подготовки студентов, выработки навыков, необходимых юристу, оказания бесплатной юридической помощи малообеспеченным гражданам и формирования твердых этических убеждений у будущих юристов. Деятельность этой службы построена на принципах безвозмездного оказания помощи малообеспеченным гражданам. С 2005 года на базе «Юридической клиники» и в пяти филиалах созданы и действуют общественные приемные Уполномоченного по правам человека в Свердловской области.
С 2009 года в библиотеке внедрен и функционирует электронный архив на платформе DSpace – это собственная электронная библиотека Института, в которой собраны все научные издания, учебники и учебные пособия, а также рабочие программы и методические материалы, созданные преподавателями института. В настоящее время в ней насчитывается 668 наименований электронных изданий.
В 2010 году был создан портал дистанционного образования для самостоятельной подготовки студентов. За это время в полной мере проявилась положительная динамика использования дистанционных технологий в образовании. Студентам обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и интернет-ресурсам.
Безусловной изюминкой нашего Института является принятое в 2010 году советом учредителей решение о том, чтобы объявить набор на все специальности на конкурсной основе на каждую специальность (5 человек – бесплатно, 10 человек – с 50%-й скидкой за обучение). Участвовать в конкурсе имеют право медалисты школ; обладатели балла ЕГЭ выше 210; обладатели дипломов с отличием; участники всероссийских и международных олимпиад и конкурсов; имеющие научные публикации. Победители конкурса сохраняют льготы на весь период обучения при условии, если учатся на «отлично» и в течение года публикуют научную статью. В настоящее время в нашем Институте (в головном вузе и филиалах) бесплатно обучаются 30 человек (и еще 5 студентов обучаются на «бюджетных местах» в магистратуре). Помимо этого, есть еще именные, повышенные и поощрительные стипендии, установленные советом учредителей Института.

– Вы ощущаете негативное отношение общества к негосударственному образованию? Есть ведь некое недоверие к такому диплому.

– Такой стереотип действительно существует. При этом многие почему-то забывают, что Гарвард, Стэнфорд, Массачусетский технологический институт и многие другие ведущие университеты мира являются частными, негосударственными. Мировая практика показывает, что негосударственные вузы более эффективны. Не случайно в мировых рейтингах ведущих вузов большинство – негосударственные.
Может быть, нам стоит внимательнее присмотреться к зарубежному опыту и активнее его использовать? Возьмем, к примеру, Австралию, где государство долгое время поддерживало только государственные вузы. Когда же к конкурсу на бюджетное финансирование допустили, наконец, частные вузы, страна выбилась в лидеры по экспорту образования (в настоящее время каждый третий студент в Австралии – иностранец). Даже в коммунистическом Китае создана специальная программа для поддержки сектора негосударственного образования. Такие программы успешно реализуются во многих странах мира, в частности, в странах Восточной Европы.
Что касается недоверия общества к диплому негосударственного вуза, то дело, на мой взгляд, не столько в формально-юридическом статусе вуза (государственный, негосударственный), а в его репутации. А репутация вуза зависит, прежде всего, от качества образовательного процесса, от квалификации и уровня работающих в нем преподавателей, от их научных достижений, от востребованности выпускников. В условиях жесткой рыночной конкуренции это важнейший фактор. Не будет у вуза репутации серьезного, качественного учебного заведения – не будет и студентов, не будет вообще никаких перспектив. И диплом такого вуза (опять-таки неважно – государственный он или негосударственный) не будет иметь ценности в глазах работодателя.

 
< Пред.   След. >
 
Наша кнопка:
   Copyright © «УралУчёба» 2013 Все об образовании на урале