С 1 сентября 2010 года начальная школа будет учить первоклассников по новому стандарту. С какими сложностями столкнутся школы при переходе на стандарт нового поколения, РИА Новости рассказал вице-президент Российской академии образования (РАО) Александр Кузнецов. - Александр Андреевич, в чем, на ваш взгляд, основное новшество стандарта второго поколения? - Из тех новшеств, которые будут замечены большинством учащихся и их родителей, это, прежде всего, появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится примерно десять часов в неделю во второй половине дня, то есть в среднем по два часа каждый день. Организация внеурочной деятельности будет входить в обязанности школы и учителей, и у семей появится возможность выбора - дети смогут выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку.
Внеурочные занятия не должны быть продолжением или углублением традиционного содержания школьного образования, и тогда они будут способствовать нормализации учебной нагрузки. Причины ухудшения здоровья, снижения работоспособности и быстрой утомляемости не в количестве часов, а в однообразии школьных уроков: по большому счету, дети на них занимаются одним и тем же. - Всякая ли школа уже сейчас готова организовать внеурочную деятельность? - Думаю, пока не всякая. Разработчики стандарта прекрасно понимают: введение ряда новых требований к содержанию программ, к организации образовательного процесса потребует новых нормативов, касающихся условий образовательной деятельности школы. Поэтому в стандарте появился новый компонент, отражающий требования к условиям обучения - финансированию школ, их материально-технической базе, уровню квалификации учителей. Его необходимость очевидна: мониторинг, который несколько лет назад проводила РАО, показал, что только в 25-30% школ по всей стране соблюдаются требования к оснащению кабинетов физики и химии, хотя преподавать эти предметы без оборудования, без проведения опытов невозможно. Конечно, многое уже сделано по оснащению школ и улучшению их финансирования – значительно вырос уровень оснащения школ компьютерами, доступа к Интернету, обновляются учебные кабинеты. Но проблемы остаются, и введение нового стандарта – основы аттестационных и лицензионных требований - станет катализатором их решения. - Означает ли это, что стандарт задает школе жесткие рамки? - В целом стандарт очень вариативен. Мы не пытаемся регламентировать содержание образования, а тем более методы и технологии обучения. Это дело учителя. Ломоносов говорил, что математику нужно учить, потому что она «ум в порядок приводит», но не уточнял, что это делается с помощью теоремы Пифагора и признаков равенства треугольников. «Приводить ум в порядок» можно на разном по содержанию математическом материале или, например, в процессе изучения правил русского языка. Однако в стандарте есть несколько ключевых моментов, обязательных для содержания образования в каждой школе. Учебная программа по любому предмету должна содержать важнейшие понятия и способы действия, без освоения которых не обойтись ни одному человеку. Они зафиксированы в документе под названием «Фундаментальное ядро содержания образования». Разумеется, выпускник начальной школы обязан продемонстрировать результаты, предписанные стандартом. - Результаты тех, кто окончит четвертый класс в 2014 году, будут другими, чем у выпускников начальной школы 2010 года? - Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. Стандарт нацелен и на возрождение воспитательной работы. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое. Уровень сформированности личностных качеств у каждого школьника, конечно, не будет оцениваться персонифицировано - образно говоря, «ЕГЭ по воспитанию» никто не будет вводить. Оценить эти результаты можно с помощью социологических исследований на уровне муниципальной, региональной или в целом федеральной системы образования. - В чем, на ваш взгляд, главная трудность реализации стандарта? - Это учителя. Большинству из них предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
http://www.rian.ru |