В этом году во многих вузах подано рекордное количество заявлений на ряд наиболее популярных специальностей. Каким абитуриентам будет отдаваться предпочтение при равных результатах ЕГЭ и отсутствии дополнительных вступительных испытаний? Какие специальности и направления подготовки наиболее актуальны и востребованы в настоящее время? Может ли случиться, что в 2009 году количество победителей и призеров школьных олимпиад, а также абитуриентов-инвалидов перекроет число бюджетных мест? Что делать, если в приемной комиссии вуза Вы столкнулись с ущемлением Ваших прав? На эти и другие вопросы ответил руководитель Федерального агентства по образованию Николай БУЛАЕВ.
Вступительное слово :
Добрый день всем, кто изъявил желание пообщаться и поговорить на столь сложную и серьезную тему. Я не думаю, что необходимо вести дискуссию о том, что наличие профессионального образования вообще, а высшего в особенности, позволяет человеку успешно делать карьеру. Именно по этой причине каждый из нас и стремится получить хорошее образование. Я думаю, что когда мы обсуждаем проблему профессионального образования в нашей стране, то мы ведем разговор о том важном, что и определяет последующую нашу жизнь. Я надеюсь, что в ходе сегодняшнего общения мы будем взаимно интересны и взаимно полезны. Спасибо. Анастасия, Самара: Здравствуйте, какие специальности наиболее популярны у выпускников школ этого года, и почему? Какие направления будут востребованы в будущем? Николай Булаев: По итогам приемной кампании в этом году очевидно, что наиболее популярными у выпускников являются профессии, связанные с иноформационными технологиями, информационной безопасностью, строительные профессии. Традиционно профессии финансово-экономического направления, юридические. Что касается направлений, которые будут востребованы в будущем, я надеюсь, что это профессии технического характера, перерабатывающей промышленности. Именно они определяют темпы развития экономики страны. Евгения, Казань: Чем можно объяснить такое неимоверное количество льготников в этом году? В некоторых казанских вузах на отдельные специальности заявлений от льготников поступило больше, чем было бюджетных мест. Многие дети, набравшие высокие баллы по ЕГЭ, остаются за бортом... Николай Булаев: Что касается неимоверного количества льготников в этом году, то до момента предоставления оригиналов документов всем казалось, что их действительно очень много. На самом деле это не так, поскольку льготники подавали документы и в большое количество ВУЗов, и на большое количество специальностей внутри ВУЗов. Поэтому надеюсь, да и статистика говорит о том, что дети, набравшие высокие баллы по ЕГЭ, не остаются за бортом лучших ВУЗов страны. Любовь Номероцкая, г.Рязань: Уважаемый Николай Иванович !Привет из родной Рязани! Вопрос: можно ли уже сегодня подвести промежуточные итоги и выяснить, насколько действенно введение ЕГЭ как одного из антикоррупционных составляющих при поступлении в ВУЗ? Спасибо. Николай Булаев: Любовь Николаевна, спасибо за вопрос. Рязань действительно для меня родной город. А что касается действенности ЕГЭ как антикоррупционной составляющей при поступлении в ВУЗ, то должен сказать, что коррупцией, в том числе и в ВУЗах, должны, естественно, заниматься соответствующие правоохранительные органы. И на мой взгляд, не совсем правильно решать эту задачу на законодательном уровне в части регулирования данного направления деятельности в сфере образования. Вместе с тем опосредованно закон о введении ЕГЭ серьезным образом разрушил коррупционную зону в ВУЗах. Что касается коррупции в сфере образования, еще раз подчеркну, с этим явлением бороться стоит сообща и очень активно. Марьям Словцева, Елабуга: День рождения 1 сентября как-то предопределил Ваш профессиональный выбор? Николай Булаев: Работая долгое время в Госдуме, я подготовил проект Федерального закона, в котором предлагалось, чтобы на должность председателей комитетов и федеральных министров назначались люди, у которых день рожденья совпадает с отраслевым профессиональным праздником. Шутка. На самом деле я думаю, что в этом что-то есть, хотя все школьные годы я мечтал стать юристом. Но, наверное, что-то из меня получилось и в образовании. Я был очень рад, когда более 20 лет назад мне было присвоено почетное звание заслуженного учителя России, тогда Российской Федерации. Считаю для себя это большой наградой. Работать учителем мне очень нравилось и нравится. Максим Ястребов: Сколько должно пройти времени, чтобы высшее образование в России смогло быть инклюзивным? Как Вам кажется, достаточно ли у инвалидов появилось возможностей с введением ЕГЭ для поступления в вузы? Вряд ли инвалидов охотнее стали брать в институты и университеты... Николай Булаев: Мы сегодня на одном из совещаний в Минобрнауки РФ обсуждали вопрос и о поступлении инвалидов в ВУЗы, и о том, как сделать так, чтобы инвалид, поступивший в ВУЗ, мог бы чувствовать себя там комфортно, уютно и получать хорошее образование. В предложении ректора одного из подведомственных ВУЗов, на мой взгляд, прозвучала очень интересная мысль, что в условиях определенного финансового дефицита целесообразно было бы специализировать ВУЗы на прием детей-инвалидов. Я уверен, что и в этом году, и в следующем мы сможем найти для этих ВУЗов дополнительные финансовые ресурсы, которые позволят оборудовать современные, качественные учебные места для детей-инвалидов, в том числе создать комфортные условия проживания в общежитии. Юрий Грибов, Санкт-Петербург: Какими привилегиями пользуются спортсмены при поступлении в вуз? Как Вы оцениваете выступление нашей студенческой сборной в Белграде? Должна ли Россия опираться на опыт тех стран, где активно развивают спорт в вузах?
Николай Булаев: Льготы для спортсменов при поступлении в ВУЗ определяются Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Без экзаменов на соответствующие направления зачисляются чемпионы и призеры олимпийских игр, паралимпийских и сурдолимпийских игр. А что касается выступления нашей студенческой сборной в Белграде, то естественно, оно выдающееся. Что касается опыта, то и Россия учитывает опыт других стран. Уверен, что и другие страны очень детально изучают опыт России в этом направлении. Галина , Киев: Не считаете ли Вы, что введение ЕГЭ значительно снизило возможности иностранцев (более всего жителей СНГ) при поступлении в российские вузы? Николай Булаев: Нет, не считаю, что введение ЕГЭ снизило возможности иностранцев для получения образования в российских ВУЗах. Во-первых, увеличена квота для поступления иностранных граждан до 10 тысяч человек. А иностранные граждане, поступающие на внебюджетные отделения ВУЗов, поступают, сдавая либо ЕГЭ, либо пройдя вступительные испытания, установленные ВУЗом самостоятельно. Кравченко Юрий: Насколько действенной была работа "Горячей линии" по приему в высшие учебные заведения? Выявила ли она какие-либо тенденции, присущие исключительно нынешнему набору?
Николай Булаев: "Горячая линия" Федарального агенства по образованию, на мой взгляд, работала достаточно эффективно. При этом должен отметить, что количество обращений было значительно меньше ожидаемого. Нам еще предстоит выяснить - это результат хорошей работы ВУЗов или недостаточная информированность абитуриентов, к кому на самом деле надо обращаться. Надежда, Москва: В чем основные плюсы и минусы поступления в вузы у абитуриентов 2009? Николай Булаев: Пожалуй, главный положительный момент - это огромная свобода выбора у абитуриентов. Что касается отрицательного - на мой взгляд, это ничем не ограниченная свобода выбора специальностей и количества ВУЗов. Руслан: Насколько разумно подавать документы в десяток - другой вузов? Не стоит ли ввести ограничения на количество подач заявлений абитуриентами? Николай Булаев: Наверное, разумно подавать документы в несколько ВУЗов, если абитуриент, принимая такое решение, руководствуется хоть какой-то логикой. Приведу пример. В один из ВУЗов, подведомственных Федеральному агентству по образованию, поступала девушка, ее фамилия Иванова (кстати, подлинная, а не выдуманная). Количество баллов по ЕГЭ, по трем предметам - 271. Она подала на 33 специальности внутри ВУЗа и была зачислена на 22 специальности. Как вы думаете, на какую же из них она решила поступить?.. В итоге оригиналы документов в РГГУ она не представила. В другом ВУЗе на специальность "Международные экономические отношения" было подано более 3 тысяч заявлений на 10 бюджетных мест. И что мы видим: оригиналы документов представили всего два человека. Появился даже термин - "образовательный туризм". А некоторые определяют действия особо отъявленных абитуриентов как "образовательный терроризм". Что касается ограничений в количестве подач заявлений, то опыт работы других стран говорит о том, что в большинстве из них такие ограничения есть. Мне кажется, нам предстоит серьезно осмыслить результаты приемной кампании этого года, и лишь потом принимать взвешенные решения. Поспешность здесь совершенно излишна и может только повредить. И руководствоваться эмоциями нельзя ни в коем случае. Наталья: Не считаете ли Вы, что в приеме льготников в вузы есть некий перекос: получается, что даже при посредственных оценках льготник зачисляется на престижный факультет, а выходит посредственным специалистом, занимая при этом чье-то место? Неужели это справедливо? Николай Булаев: Что касается льготников, то оценка их количества на этапе, когда сдавались документы, серьезно преувеличена, так как и они не избежали искушения сдавать документы в несколько ВУЗов одновременно и на большое количество специальностей внутри одного вуза. При этом считали их, естественно, везде. В 2007 и в 2008 гг. в ВУЗах Федерального агентства обучалось приблизительно 4% детей-инвалидов, детей-сирот, детей, проживавших на территориях, пострадавших от Чернобыльской аварии. Предварительный анализ показывает, что в абсолютном большинстве ВУЗов количество этих детей, подавших заявление в 2009 году, серьезным образом не изменилось. Вопрос лишь в том, что учитывая особенности нынешнего зачисления, они изъявили желание поступать на очень ограниченный перечень специальностей. Это государственное и муниципальное управление, юриспруденция, финансы и кредит, экономика. В результате их количество среди поступающих на эти специальности иногда превышало количество бюджетных мест. Весьма возможно, что дополнительно изучая представленные документы, мы столкнемся с ситуацией, что где-то они могут вызвать сомнения. Но вряд ли стоит говорить о массовой подделке, о массовой фальсификации. Тем более, что все уже прекрасно знают, что в случае выявления таких подделок студент будет отчислен из ВУЗа. Ольга Грах: Возможности ЕГЭ позволяют выбрать не только вуз, но и город, в котором хочется учиться. Как будет решаться вопрос с проживанием иногородних студентов? Нет ли здесь проблем? Николай Булаев: Что касается количества мест в общежитиях ВУЗов, подведомственных Федеральному агентству по образованию, то в разных городах эта ситуация выглядит по-разному. В Санкт-Петербурге в 2009 году обеспеченность местами в общежитиях составляет 92%. Чуть меньше в Москве, хотя немало ВУЗов, где обеспеченность общежитием составляет 100%. В 2009 и в 2010 годах мы завершим строительство еще почти 40 общежитий на почти 30 тысяч студентов. На эти цели Правительством в бюджете 2009 года и 2010 годов выделены дополнительные ассигнования. И естественно, мы считаем это очень важной социальной задачей, которая во многом решает ту проблему, которую мы называем доступностью высшего профессионального образования. А поскольку эти общежития строятся в первую очередь в ведущих российских ВУЗах, то доступности качественного высшего профессионального образования. Я надеюсь, что и в дальнейшем мы будем иметь возможность совершенствовать уже имеющийся у нас фонд общежитий и строить новые. Ирина Сидельникова, Волгоград: Федеральное агентство по образованию в исключительных случаях разрешило продлить сроки приема вузами абитуриентов в случае наличия вакантных мест. Правда, вуз должен был сообщить об этом заранее и обосновать актуальность той или иной специальности. Какие специальности актуальны и по каким из них будет продлен срок приема документов? Интересна информация как в целом по России так и в Волгоградской области, в частности. Потому что в региональном комитете по образованию сказали, что право определять эти специальности отдано вузам. А уже федеральное агентство дает такое право тому или иному вузу. А второй вопрос вытекает из первого. На какие специальностях рекорды конкурсов? И совпадают ли эти рекорды с тем, что действительно актуально. Если нет, то что с этим несовпадением будут делать специалисты? И можно ли что-то сделать вообще? Николай Булаев: Что касается рекордного количества заявлений, то поданы они, как правило, на наиболее популярные сегодня специальности, а не на те, которые действительно актуальны для экономики страны. И количество бюджетных мест на эти специальности с избыточной подготовкой кадров ежегодно несколько уменьшается. Хотя общее количество бюджетных мест, подчеркну, в этом году не только не уменьшилось, но и несколько увеличилось. Что касается судьбы специалистов, обучавшихся по невостребованным сегодня рынком труда специальностям, то естественно, они вынуждены будут проходить переподготовку или работать не по специальности. Многое зависит от того, диплом какого ВУЗа, даже по самой невостребованной специальности, имеет выпускник. И работодатель очень хорошо понимает, какое образование, качество подготовки дает тот или иной ВУЗ. Поэтому очень важно, мечтая о той или иной профессии, выбрать ВУЗ, репутация которого не вызывает сомнения, и выпускников которого работодатели ждут. Анатолий, г.Хабаровск: Как Вы считаете, уважаемый Николай Иванович, не пора ли поменять концепцию приема в вузы? Нужно принимать только на основе знаний, т.е. результатов ЕГЭ и отменить все льготы для военнослужащих, сирот, инвалидов и т.д. Это будет реализация демократичного подхода на основе равных возможностей. Успехов Вам в работе. Николай Булаев: Закон "Об образовании" в первую очередь определяет, что в ВУЗе должны учиться те, кто имеет лучшую подготовку, то есть имеет самые высокие результаты в учебе. А что касается отмены льгот, всех льгот - мне представляется более правильным на первом этапе ограничить количество категорий льготников, и я не думаю, что из перечня льготных категорий граждан можно исключить детей-инвалидов, военнослужащих, получивших инвалидность, и некоторые другие категории граждан. Татьяна Матвеева, Рязань: Скажите, почему в Рязани представительству Московского Государственного Гуманитарного университета им. Шолохова не дали разрешение на переход в филиал. Здесь рязанцы могли получить практически уникальную в Рязани специальность преподаватель психологии, психолог-консультант. Из Москвы обучать приезжали доктора наук, профессора. Уровень подготовки был выше, чем на любом факультете психологии в городе. Почему не разрешили перевод в филиал? Николай Булаев: Что касается представительств ВУЗов в разных городах России, то хочу подчеркнуть, что в соответствии с Законом "Об образовании" вести учебный процесс в них недопустимо. Кроме этого, я не знаю ни одного представительства, в котором для этого имелись бы хоть какие-либо условия. Что касается конкретного случая, то Московский государственный гуманитарный университет имени Шолохова вопрос об открытии филиала в городе Рязани серьезным образом не ставил. Кроме этого, на мой взгляд, в Рязани есть возможность получить подготовку по аналогичным специальностям и в Рязанском государственном университете. И если уж мечтаешь о какой-либо профессии, то еще раз подчеркну, что получать ее надо в серьезном ВУЗе, в достойных условиях, чтобы не было потом причин краснеть за свой диплом. Анталия, Ростов-на-Дону: Скажите, насколько процентов сократятся бюджетные места? Пройдет ли это равномерно по факультетам или будет какая-либо градация? Николай Булаев: Я уже говорил, что в этом году общее количество бюджетных мест на очных отделениях в ВУЗах, подведомственных Федеральному агентству, не только не уменьшилось, но и увеличилось. Вместе с тем должен подчеркнуть, что в соответствии с Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" должно быть не менее 170 бюджетных мест на 10 тысяч населения. Сегодня мы реально имеем более 200 бюджетных мест на 10 тысяч населения. Но более важным показателем является количество бюджетных мест на тысячу выпускников средней образовательной школы. Сегодня он составляет более 500. Такого количества бюджетных мест ни в Советском Союзе, ни в России не было никогда. Причем расходы государства на обучение студента к 2009 году даже по сравнению с 2004 годом возросли в несколько раз. Сегодня прослеживается тенденция к тому, что в системе российского высшего профессионального образования выделяется особая группа ВУЗов, которые позволят нам задать новую планку качества для всех остальных ВУЗов. Это федеральные университеты и национальные исследовательские университеты. Именно они и должны определить, каким будет российское высшее профессиональное образование в ближайшие годы. Олеся Анатольевна, Петропавловск-Камчатский: 1. Планируется ли на следующий год пересмотр Перечня вступительных экзаменов в формате ЕГЭ для разных групп специальностей? 2. В 2009 году вуз обладал правом выбора одного из Перечня обязательных экзаменов в формате ЕГЭ. Останется ли это право у вуза в 2010 году? 3. Останется ли возможность у вузов принимать обучающихся на заочную форму обучения без результатов ЕГЭ в 2010 году? Николай Булаев: В настоящее время идет предварительный анализ итогов приемной кампании 2009 года. Но я не думаю, что по итогам этого анализа будут приняты какие-то радикальные меры, меняющие ситуацию. На мой взгляд, в этом нет необходимости. Вместе с тем окончательное решение в этом вопросе всегда остается за Министерством образования и науки, и я думаю, что если и будут какие-то изменения, то как всегда, они будут приниматься на основе серьезных и активных консультаций и с представителями ВУЗов, общеобразовательной школы, общественных структур. Лариса Васильевна, Мурманск: Добрый день. Мой сын направлял документы (копии результатов ЕГЭ) сразу в два вуза. В одном из них еще в июле у нас попросили предоставить оригиналы, а сказать, зачислены ли мы туда не смогли. Поэтому мы не стали отдавать туда документы. Скажите, правильно ли мы поступили? Или тут вуз был прав? Спасибо. Николай Булаев: Уважаемая Лариса Васильевна, требование ВУЗа представить оригиналы документов до 25 июля были незаконны. Александрова, Выборг, Лен. область: Здравствуйте. Разъясните, пожалуйста, какими критериями выбора абитуриентов пользуются вузы при наличии у нескольких поступающих одинаковых результатов и при этом отсутствии льгот? Николай Булаев: При наличии одинаковых результатов первоочередным является наличие или отсутствие у кого-либо из данных абитуриентов права преимущественного зачисления. Если и здесь все одинаково, то далее ВУЗы сами определяют порядок зачисления. Как правило, это фиксируется в правилах приема конкретного ВУЗа, и наиболее часто это средний балл по аттестату о среднем образовании. Ольга, Новочеркасск, Ростовская область:Скажите, планируется ли особенная политика по отношению к иногородним студентам? Николай Булаев: На мой взгляд, уважаемая Ольга, делить студентов на иногородних и иных неправильно. Делать это недопустимо и по закону. Елена, Миллерово, Ростовская область: Есть ли вероятность, что вступительные испытания будут не тестовыми? А то от этой формы толку никакого, слишком многое решают случайные факторы Николай Булаев: Уважаемая Елена, мне не очень понятен Ваш вопрос, о каких вступительных испытаниях Вы говорите. Но если это касается экзамена в формате ЕГЭ в школе, то мне сложно согласиться с утверждением, что это только тест. Если бы все было так просто, то вряд ли бы мы имели достаточно большое количество неудовлетворительных оценок и по русскому языку, и по математике, и по другим предметам. А что касается того, есть ли толк от ЕГЭ, то у многих теперь уже студентов из регионов, поступивших в том числе и в московские ВУЗы, мне кажется, иная точка зрения. Они считают, что именно ЕГЭ позволил им претендовать на поступление в ведущие региональные и столичные ВУЗы, и не только претендовать, но и реально поступить. Евгений, Ростов-на-Дону:Николай, здравствуйте! Если мне 26 лет я хотел бы поступить на второе высшее образование, мне нужно сдавать ЕГЭ? Николай Булаев: В соответствии с существующим порядком приема, при наличии высшего профессионального образования зачисление в ВУЗ происходит по результатам вступительных испытаний, проводимых ВУЗом самостоятельно. При соблюдении определенных условий зачисление может быть произведено на второй или более старший курс ВУЗа. Светлана, Торжок:1. В этом году абитуриенты могут поступать сразу в несколько вузов на любые факультеты разом: такую возможность даёт ЕГЭ. Будет ли в будущем году Минобрнауки устанавливать конкретное количество вузов , на которые могут поступать абитуриенты или их перечень также будет неограничен? 2. Могут ли вузы устанавливать свой проходной балл по итогам ЕГЭ? Николай Булаев: Я не думаю, что необходимо жестко регулировать и ограничивать возможности абитуриентов на поступление в несколько ВУЗов. Надеюсь, что в следующем году и сами абитуриенты не захотят посылать документы, соревнуясь друг с другом по количеству ВУЗов и специальностей, на которые поданы документы. Мне кажется, во второй части Вашего вопроса во многом имеется подсказка ученым советам ВУЗов и ректорам: если вам не нравится большое количество заявлений, установите свой проходной балл по профильному предмету на любую специальность. Но этот балл может быть только выше того, что устанавливает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Это позволит ограничить количество абитуриентов, поступающих вне конкурса (льготники, целевики) с более низким количеством баллов по результатам ЕГЭ. Анна Кашина, Рязань: Скоро начнется, а где-то уже началась, экзаменационная компания по приему абитуриентов на вечерние и заочные формы обучения. Будут ли эти абитуриенты сдавать ЕГЭ? Николай Булаев: Уважаемая Анна, в этом году Вы можете поступить в том числе и по результатам вступительных испытаний, устанавливаемых ВУЗами самостоятельно.
Завершающее слово Булаева Николая: Я бы хотел поблагодарить всех, кто задавал вопросы, и всех, кто нашел время их прочитать. Я надеюсь, что те, кто в этом году завершили обучение в школе и поступали в ВУЗы, смогли реализовать свою мечту. Я надеюсь, что результаты первого семестра будут успешными, и они не разочаруются в своем выборе. Еще более надеюсь, что они получат профессию, которая позволит им иметь работу, достойную заработную плату, содержать свою семью и радоваться жизни. Я поздравляю вас с наступающим новым учебным годом, у вас осталось меньше месяца для отдыха и подготовки к дальнейшей учебе. |