Образование в зарубежных вузах многим кажется более престижным, чем в российских. Но так ли это на самом деле? За какие коврижки стоит уезжать далеко от дома и нужно ли потом возвращаться? На первом курсе университета мне казалось, что все новоиспеченные студенты подходили к выбору вуза сознательно и, вне всякого сомнения, желали получить конкретную специальность. К середине обучения стало понятно, что таковых немного. Большинство либо косили от армии, либо не напрягались и воспользовались связями. Некоторые до сих пор не знают, кем они хотят стать, когда "вырастут". Это косвенно подтверждает и проведенный мной опрос студентов-бюджетников. Его результаты неутешительны: в основном им требуется "корочка", а не само образование. В той же Америке, где на обучение в вузе средства откладывают с рождения ребенка, студенты не ропщут на неугодное содержание дисциплин. Они выбирают их сами.
Иван Никитин, студент DePaul University, США: – В Америке нет бесплатного образования, но американцы могут воспользоваться системой федерального спонсирования, и в итоге оно будет для них бесплатным. А вот приезжие платят по полной программе. Образование обходится мне примерно в 11 тысяч долларов за триместр. При этом мне выплачивают стипендию в размере 5 тысяч долларов. Здесь платишь за конкретно взятый курс. Я могу учиться хоть 10 лет, изучая предметы, не связанные с моим направлением (Computer Science). Они разбиты по категориям, которые в свою очередь дробятся по классам. Я могу зубрить историю, философию, психологию, но у моего major'а (направление обучения) есть конкретные требования: какие классы и в каком количестве я должен взять, чтобы получить степень бакалавра. Некоторые классы можно брать свободно, а некоторые предполагают либо сдачу экзамена, либо прохождение дополнительного класса. Стандартом считаются четыре класса в триместр, да больше я бы и не осилил – требования очень высокие. Рассказ об американском образовании рисует образ студента, упрямо нацеленного на результат. Идти к цели ему не помешает ни деканат, ни соблазны со стороны разухабистых однокурсников. Иван Никитин: – Расписание у каждого свое, поэтому у меня нет одногруппников. Есть только конкретные люди, с которыми я беру определенные классы в текущем триместре. Все лекции записываются на видео, также мы конспектируем то, что рисуется на электронных досках. Кроме того, вся эта информация доступна в Интернете. Домашние задания мы сдаем, как правило, также через Интернет. Никаких деканов и кураторов мы не знаем. У нас есть академический советник, который назначается в начале учебы и к которому можно обратиться с различными вопросами – например, о стоимости обучения. Занятия проходят не так, как в России – лекции, а потом сессия. Постоянно идет двусторонняя отдача. Например, во время пяти часов классов (класс длится от 1,5 до 5 часов) мы с самого начала триместра уже что-то делаем на занятиях: пишем, общаемся, высказываем мнения. Обстановка очень свободная. Ноутбуки не то что разрешаются, а даже поощряются. Лекции читают не просто люди, возомнившие себя специалистами в определенных сферах, а те, кто параллельно над чем-то работает: либо бизнесом в компании, либо реальной научной деятельностью в вузе. Но, оказывается, бывают случаи, когда российские студенты поступают в заграничные вузы по чистой случайности. Александра Емельянова, ведущая телевизионной программы "Утро в большой стране", 5-й канал, выпускница Scuola Nazionale di Cinema (Италия): – Я училась в Италии 7 лет назад. Нельзя сказать, что образование там лучше, но оно дает гораздо больше возможностей, связей и знакомств. Особенно в такой сфере, как кино. Учеба в Италии технически более совершенна, педагоги высшего класса – все сплошь живые легенды. Одна практика на съёмочной площадке у Мартина Скорсезе чего стоит! Попала я в Италию очень интересно. Знакомые итальянские режиссёры рассказали об этой школе, предложили попробовать. Я, абсолютно не зная языка, написала туда письмо, прислала все необходимые бумаги. В итоге меня пригласили на собеседование. На нем, не понимая, естественно, ни слова, я, тем не менее, произвела хорошее впечатление. Правда, потом надо было написать рецензию на фильм Пазолини (естественно, на итальянском). Вооружившись словарем, я это сделала. И, как итог, спустя месяц мне прислали письмо с официальным приглашением на учебу. Уезжая туда, я не знала, сколько трудностей меня ждет: отсутствие жилья, денег, еды, друзей, незнание языка и многое другое. Приходилось жить у монахинь в монастыре и питаться в течение нескольких недель одними крекерами. В конце концов, пережив все это, я получила бесценный жизненный опыт. Бесплатное обучение есть не только у нас. Правда, сопутствующие расходы могут быть различными. Александра Емельянова: – Обучение было абсолютно бесплатным, а вот расходы на жизнь более чем значительными. Однако мне повезло, официанткой подрабатывать не пришлось. Я стала одним из соавторов сценария, который получил национальную премию, поэтому на жизнь в Риме на некоторое время хватило. Я снимала комнату в квартире, где помимо меня жили еще несколько студентов. Правда, дом находился далековато от школы, поэтому были еще и ежедневные расходы на транспорт. Комната обходилась в 300 долларов, отдельно оплачивали телефон и газ, который в Италии очень дорогой. А ещё ведь нужно было что-то есть! Именитые преподаватели, иной подход к обучению… Однако не стоит идеализировать зарубежное образование. Свои плюсы и минусы есть везде. Михаил Дрибинский, студент City of Westminster College (Великобритания): – В Великобритании образование лучше только на уровне бакалавриата. Учеба в школах (GCSE-level) подобна системе среднего образования в России: 11 лет учишься в школе, потом 2 года идет специализация (выбор четырех предметов) и потом 3 года университета. В принципе, получается то же, что и в России. Просто 2 года в колледже (специализация) в России называются общеобразовательными предметами (1-2 курсы университета). Уровень образования в Англии высок только на университетском уровне. Если бы у меня была возможность поступить в МГУ, СПБГУ или Питерский Политех, то я бы пошел туда. Но обстоятельства сложились так, что я застрял в Англии. Буду надеяться на лучшее! Оправдываются ли надежды на то, что специалиста с иностранным дипломом "оторвут с руками" на родине? Анна Васильева, специалист по подбору персонала агентства "Кадровый вопрос": – Не могу сказать, что в Питере прямо-таки бросаются на людей с дипломами о заграничном образовании. Напротив, к ним относятся с некоторым недоверием. Ведь с нашими вузами все понятно: мы знакомы с их уровнем и понимаем, какого ранга специалист пришел устраиваться на работу. Но выпускники иностранных вузов – это совсем другая история: никто не может поручиться, что заграничные студенты учат то же, что и наши. Работодатели предпочитают не рисковать. Кстати, это же относится и к зарубежному опыту работы. Его трудно проверить. К нам часто приходят эдакие Бароны Мюнхгаузены: они учились в лучших университетах Лондона, стажировались во Франции, а как копнешь вглубь, так выясняется, что двух слов о работе связать не могут. Вот и нет у российских работодателей доверия "пришельцам". О качестве образования можно дискутировать долго. Но вопрос упирается не в страну, где проходит обучение. Можно "тянуть волынку" и в дорогом американском вузе, и в бюджетном российском заведении. Нацеливаться на результат можно как в Италии, так и на родине. Если вы планируете строить карьеру в России, то оптимальным вариантом будет обучение на нашей территории, к которому можно приплюсовать заграничные стажировки. Тогда будет и престижно, и приглядно для работодателя. www.e-perspektiva.ru |