Ошибки в выборе образования, а значит, и в выборе профессии были всегда. Но сегодня эта проблема усугубляется тем, что большинство выпускников стремятся получить высшее образование. Сравним: в Советском Союзе, даже в его поздний период, высшее образование имели 11 процентов населения. А у нас в 2023 году для бюджетной формы обучения было выделено 427 тысяч мест бакалавриата и специалитета на 809 тысяч выпускников. А ведь есть еще и коммерческая форма обучения. Простой пример: в трех регионах ЦФО - Ярославской, Рязанской и Липецкой областях - с совокупным населением в 3,3 миллиона человек сегодня работает 54 вуза. При таком тренде ошибки в выборе профессии неизбежны
В результате, по данным Минобрнауки, 47 процентов выпускников вузов работают не по специальности. То есть почти половина дипломов оказались невостребованными.
Но и для молодого специалиста ошибка с выбором профессии - определенная драма. Причин несколько.
Абитуриент под влиянием старших родственников, рекламы или школьного друга делает выбор в пользу профессии, к которой у него не лежит душа. Это классическая образовательная ошибка, и, по нашей оценке, число таких студентов на курсе может доходить до 25 процентов. Еще один тип ошибки - когда человек хотел стать, скажем, океанологом, начитавшись историй из жизни Жака Ива Кусто, а столкнувшись с реалиями профессии, разочаровался в ней. Третий тип ошибки обусловлен изменением мотивации в ходе получения образования. Да, молодой человек хотел стать океанологом, но впоследствии понял, что создание компьютерных программ нравится больше. Четвертый тип связан с выгоранием. Это становится очевидным уже после окончания вуза - скажем, через три - пять лет работы по специальности.
Не всегда удается даже осознать первоначальную ошибку. Но осознание ведет к тому, что ученые называют элементами ресоциализации, то есть изменением трека развития человека. И тут возникает вопрос: а способна ли система поддержать изменение взглядов на образовательный трек? Это важно, потому что люди охотнее признают ошибки с выбором профессии, а главное - готовы их исправлять, если к этому готова и образовательная система. В этом смысле двухстадийная система высшего образования - бакалавриат и магистратура - дают возможность перестроиться еще во время учебы. Тогда, получив базовые знания по выбранной специальности, молодой человек понимает, верно ли выбрана профессия, и принимает осмысленное решение поступить в магистратуру.
Какие советы можно дать тому, кто осознал ошибочность в выборе будущей профессии?
Попробовать себя сразу после школы. Хочешь быть электротехником - поработай его учеником, а потом получай образование. Но это не всегда идеальный вариант. Во-первых, ЕГЭ действует только несколько лет, во-вторых, условия поступления могут измениться, в-третьих, не всякий работодатель возьмет выпускника со школьной скамьи.
Еще один совет студентам: совмещайте обучение с подработкой по специальности. Не важно, за какие деньги. Важно, чтобы в процессе обучения человек погружался в среду своей будущей профессии. Джомарт Алиев (первый проректор Российского государственного социального университета (РГСУ))
https://rg.ru/2023/12/05/reg-cfo/schaste-ne-v-diplome.html
Российская газета - Экономика Центрального округа: №275(9220) |