?????????? ??? ?????????, ????????, ?????????? ? ?? ?????????
Uralucheba.ru
·Высшее
образование
·Среднее
образование
·Общее
образование
·Дошкольное
образование
·Дополнительное
образование
·Курсы
для взрослых
·Курсы
для детей
| Главная | Поиск по сайту | Контакты сайта | Ссылки | Карта сайта |
??? ?? ??????????? ?? ?????: ????? ? ???????????????? ???????????, ????? ? ???????? ?????????
Ваш город:
Будущее высшего образования
15.06.2022

 Решение о выходе России из Болонской системы уже принято. И ее сторонники, и их оппоненты должны принять это как факт. Однако очевидно: никто не собирается в одночасье "сносить" существующую систему высшего образования и возвращаться к "дореформенным" порядкам. Власти намерены последовательно и постепенно трансформировать образовательный процесс в стенах высших учебных заведений. И это решение - единственно верное в сложившейся ситуации.
Плюсы и минусы
Многое, что несет в себе Болонская система - унификация уровней подготовки студентов, учет учебной нагрузки при помощи так называемых "зачетных единиц", взаимное признание пройденных курсов и дипломов и т.д., способствует повышению качества высшего образования, образовательной мобильности и прозрачности работы вузов.

 Кстати, именно прозрачность системы высшего образования позволила продвинуться в решении еще одной важной задачи - обеспечить нацеленность образования на трудоустройство выпускников с учетом требований рынка.
Россия присоединилась к Болонскому процессу 20 лет назад. В России на тот момент уже оформилось двухуровневое высшее образование - бакалавриат и магистратура, была и модульная система разработки учебных планов, и зачетные единицы, и многое другое. Нужно было включить наши вузы в общеевропейский образовательный процесс.
Однако успехи оказались далекими от ожиданий. Мобильность российских студентов на европейском образовательном пространстве остается ограниченной, не удалось добиться высокого уровня интеграции российских вузов в сообщество европейских университетов, по-прежнему есть большие сложности с признанием российских дипломов за рубежом.
Вузовская наука
Проблемой стало участие в международных системах оценивания вузов, где большое значение отдается вузовской науке. Дело в том, что в мире доминирует мнение, что вузы не только готовят кадры, но и занимаются научными исследованиями, причем именно это - основной фактор их эффективности. Но такой акцент на науку объясним с точки зрения англосаксонской практики: там не так широко распространены специализированные научные учреждения, поэтому исследования исторически концентрировались в университетах. Однако Россия получила от СССР в наследство развитую систему НИИ, а наука в вузах всегда имела вспомогательный характер по отношению к основной педагогической деятельности. Требование широкого развития науки в вузах привело к "задвоению" функции научных исследований. Ведь очевидно: вузам с этой задачей справляться сложнее, чем специализированным НИИ.
Публикации
Еще одна проблема - публикации в зарубежных рейтинговых журналах. Многим российским ученым доступ к зарубежным публикациям, которые принимаются в зачет оценки эффективности работы вуза, практически закрыт. Как следствие, в России сформировался слой посредников, предлагающих организовать необходимые публикации - естественно, не бесплатно. Стоимость легко может превышать несколько десятков тысяч рублей.
Сегодня в связи с санкциями зарубежные научные журналы и вовсе становятся недоступными для российских ученых. Та же самая проблема, кстати, и с международными рейтингами вузов. Не заморозят ли участие в рейтингах для российских вузов вообще?
Кадры решают
Резкий отказ от болонских стандартов повлечет за собой ощутимые сбои в организации учебного процесса, ударит не только по преподавателям, но и по студентам. Работодатели уже успели адаптироваться к новым образовательным стандартам. Они ищут в первую очередь бакалавров и выпускников колледжей со средним специальным образованием.
Что же нужно? Одна из ключевых задач - адаптация системы высшего образования под текущие потребности страны. В первую очередь это повышение ее гибкости, отказ от ненужного формализма, перегружающего преподавателей бумажной работой, реформа системы оценки работы вузов и их сотрудников, выработка новых подходов к подготовке специалистов в критически важных областях.
Особняком стоит вопрос аспирантуры, научных школ и научно-педагогических кадров для самой системы образования. Безусловно, в фокусе - студент, но качество самого образования зависит от "производственных мощностей" университета: от мотивации, профессионализма и уровня квалификации преподавателей.
Нужно предусмотреть введение дифференцированных требований к преподавателям. К тем, кто ведет обучение по общеобразовательным дисциплинам и стандартным программам, необходимо снизить требования по научной деятельности. Но их коллеги, преподающие на старших курсах по специализированным предметам, напротив, должны иметь ученые степени и опыт исследовательской работы. К преподавателям, ведущим обучение по "продвинутым" и углубленным предметам, необходимо снизить требования по педагогической нагрузке, но им необходим исследовательский опыт и опыт работы в соответствующей сфере.
лавная проблема, стоящая перед страной, - это проводимая на протяжении многих лет недружественными странами работа по переманиванию научных кадров, "утечка мозгов" из-за упрощения получения трудовой визы и создания рабочих мест для специалистов высокого уровня, особенно в области космических технологий, кибербезопасности, перспективных технологий и компьютерных систем, искусственного интеллекта, разработки ракетных двигателей и т.д.
Необходимо определить перечень стратегически значимых для России специальностей и установить его жесткую привязку и числа бюджетных мест в вузах к потребностям экономики. Студенты-бюджетники должны готовиться не "в пустоту", а строго под определенные государством задачи с привязкой к конкретным рабочим местам. Это требует в том числе и пересмотра установившейся во многих учебных заведениях системы прохождения практики, которая зачастую носит чисто формальный характер.

Студенты, получившие образование за счет бюджета, должны отработать вложенные государством средства по распределению в течение, например, 3-5 лет. На некоторое время необходимо предусмотреть запрет на платное обучение по стратегически значимым для России специальностям, а также отказ от приема на обучение студентов из списка недружественных стран.

Павел Селезнев (первый замдекана факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве РФ)


Российская газета №126(8774)
https://rg.ru/2022/06/14/utecheknet.html

 

 
< Пред.   След. >
 
Наша кнопка:
   Copyright © «УралУчёба» 2013 Все об образовании на урале