Ученые определили вовлеченность учащихся в буллинг и кибербуллинг. Испытывая одиночество и сильный страх, жертвы школьного буллинга и кибербуллинга в большинстве случаев не предпринимают никаких усилий, чтобы выйти из дискомфортной и опасной ситуации. К такому выводу пришли ученые Уральского федерального университета, которые провели анкетирование 1760 учеников 1–11-х классов школ, а также учащихся средних специальных учебных заведений Екатеринбурга и Свердловской области. Результаты опубликованы в журнале «Образование и наука». Другой вывод исследования – уровень вовлеченности учащихся в кибербуллинг ниже вовлеченности в школьный буллинг. «Можно считать преувеличением, что анонимность интернет-коммуникаций и/или отсутствие физического контакта и, соответственно, ощущение безнаказанности, возникающее у агрессора, представляют особую психологическую угрозу», — комментирует Владимир Назаров, профессор кафедры организации работы с молодежью УрФУ, руководитель исследовательской группы. Чувство острой неприязни и желание причинить вред, задеть, унизить преследовало более 75% зачинщиков буллинга (исследователи акцентируют: далеко не всегда эти эмоции влекут за собой реальное причинение вреда). Более 65% жертв буллинга чувствовали себя непонятыми, отвергнутыми, одинокими, около 40% боялись идти в школу, порядка трети испытывали сильный страх столкнуться с одноклассниками. Столкнувшись с проявлениями школьного буллинга и кибербуллинга, жертвы в лучшем случае обращались за помощью к родителям и педагогам или к администраторам социальной сети, но в большинстве случаев не предпринимали ничего. Если говорить о формах буллинга, то наиболее распространенные из них — словесные издевательства и причинение вреда жертве и/или ее вещам (70-80%). Зачинщики кибербуллинга, по их собственным признаниям, чаще всего прибегают к созданию или использованию фейкового аккаунта, через который посылают жертве оскорбления и угрозы, к намеренному игнорированию жертвы в чатах класса и его сообществах в соцсетях. «В формировании опросника и оценке полученных результатов мы руководствовались гуманистической методологией, которая в изучении человека и человеческих отношений опирается на субъективную оценку опрашиваемых. При этом мы осознаем, что далеко не каждый респондент придерживается правды даже при анонимном анкетировании. Не все готовы признать себя жертвой травли, тем более зачинщиком, инициирующим и координирующим ее, и даже рядовым участником и свидетелем буллинга и кибербуллинга», — отмечает Наталья Авербух, старший преподаватель учебно-научного центра «Информационная безопасность» УрФУ, участница исследований и соавтор статьи. Исследования проведены при содействии Института развития образования Свердловской области и при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-29-14176). Дальнейшая работа будет направлена на изучение мотивации участия детей в буллинге и кибербуллинге и разработку методов защиты от травли.
Справка Буллинг или травля — это агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц в отношении другого члена коллектива. Формы буллинга разнообразны: побои, порча личных вещей жертвы, отъем денег, угрозы, оскорбления, клички, насмешки, намеки, распространение слухов и сплетен, избегание, сексуально окрашенные комментарии и жесты и т. д. Травля отрицательно влияет на всех участников: виктимизирует жертву, в крайних случаях доводя ее до синдрома выученной беспомощности, приучает преследователя к деструктивным способам решения социальных задач, создает негативную атмосферу в учебном заведении.
|