Результаты экспериментов помогут в восстановлении больных с тяжелым расстройством сознания Ученые Уральского федерального и Тюбингенского университетов (Германия) разработали и экспериментально протестировали метод, который позволяет без физической реакции пациента определить его способность к запоминанию слов и обучению языку. Статья с описанием эксперимента опубликована в Journal of Neurolinguistics. «Мы получаем индекс научения человека новым словам, по сути — языку. При этом нам не нужно выяснять у испытуемого, насколько он способен к запоминанию и обучению. Его мозг сам, своей активностью сообщает нам об этом, а мы регистрируем его сообщения. В этом — главное достижение нашей работы», — рассказывает Юрий Павлов, научный сотрудник департамента психологии УрФУ и Института медицинской психологии и поведенческой нейробиологиии Тюбингенского университета.
С помощью электроэнцефалографии ученые замерили, насколько интенсивно мозг реагирует на возбуждение от непривычного словосочетания и когда он начинает воспринимать «аномалию» как «норму». Так, на фразу «я предпочитаю кофе со сливками и сахаром» реакция будет значительно меньше, чем на фразу «я предпочитаю кофе со сливками и носками». Аналогичным образом мозг реагирует и на отдельные пары слов: «кошка-собака» и «кошка-небо». На первой фазе эксперимента испытуемым 20 раз повторяли пять необычных пар слов (в частности, «вагон-текст», «смерть-фрукт», «серьезность-корова»). Затем к парам слов, которые «выучил» мозг, добавляли новые «курьезные» пары. Эксперимент показал, что реакция на заученные пары слов быстро уменьшается и становится неотличимой от реакции на привычные пары слов типа «кофе-сливки». В дальнейшем ученые планируют применить разработанный и протестированный ими метод к пациентам с тяжелыми травмами мозга и глубоким расстройством сознания. «Возможно, те пациенты, чей мозг ответит нам способностью запоминать и научаться новому, имеют шанс на восстановление после травмы. Ведь чтобы проявлять такую способность, нужно пользоваться накопленным опытом, слышать и понимать речь, выстраивать ассоциации, то есть задействовать высшие когнитивные функции. Значит, связь между отделами мозга, которая для этого необходима, не нарушена. Возможно даже, что пациент находится в сознании, но не может проинформировать об этом речью или жестами», — объясняет Юрий Павлов. ___ Пресс-служба Уральского федерального университета Анна Маринович: +7 (961) 770-60-24 |