300 лет назад на Урале появились первые государственные учебные заведения. Школы посещали дети подьячих, церковнослужителей, приписных крестьян 1 марта 1721 года в Екатеринбурге начала действовать словесная школа на Уктусском заводе. На протяжении года при горных заводах открывались и другие школы, которые стали первыми государственными учебными заведениями на Урале. До этого дети обучались грамоте и арифметике на дому, за плату. Все школы в первой половине XVIII века открывались каким-либо ведомством: Военной коллегией, Адмиралтейской, Иностранных дел, Духовным ведомством. Появившиеся на Урале школы принадлежали горному ведомству. Профессор кафедры документоведения, архивоведения и истории государственного управления УрФУ, специалист по истории образования в России XVIII века Алевтина Сафронова рассказала, кто был инициатором их открытия, кого отбирали в ученики и кто платил за обучение.
«Обучать грамоте и арифметике стали на Уктусском заводе, словесные школы открыли на Алапаевском заводе и в трех слободах с приписными к ним крестьянами. Вторая арифметическая школа начала действовать в Кунгуре. Словесные школы были открыты по инициативе начальника заводов Василия Татищева. Арифметические — по доношению Татищева в Берг-коллегию с ее разрешения, поскольку набирать детей в них предстояло из сословий, находившихся в ведении губернской, уездной власти, а не горного ведомства, в частности, на территории Кунгурского уезда. Детьми дворян Берг-коллегия распорядиться побоялась, а вот детей подьячих, церковнослужителей, приписных крестьян в условиях острой нужды в грамотных людях в школы брать разрешила. Привлечение к учебе детей крестьян и открытие школ для них в слободах — единственный известный нам пример в истории России XVIII века», — поясняет историк. Учеба в школах в те времена являлась обязанностью, повинностью. Провести набор детей приказывали уральское начальство и Татищев. Заводские власти организовывали их переписи, вызывали на смотр, отбирали годных по возрасту, исключая неизлечимо больных. «Поскольку обученных грамоте на дому в арифметические школы приходилось собирать из дальних слобод, они теряли связь с родными на многие месяцы. Иногда учеников отпускали домой “для взятья харчевых припасов и одежды»”, а некоторым ни разу не доводилось побывать дома за время обучения, — описывает ситуацию Алевтина Сафронова. — “Иногородних” распределяли на постой к чужим людям. Даже получая жалованье — 1,5 пуда ржаной муки в месяц и 1 рубль в год на платье и обувь — подростки голодали. Мука давала 100% припека, на день из нее получали до 1,5–1,6 кг хлеба. Но часть его приходилось отдавать хозяевам в обмен на другие продукты, на оплату жилья. Поэтому нередко школьники просили милостыню». Части учеников выплачивали казенное жалованье, но о его назначении порой приходилось хлопотать им самим, подавая прошения. Установленных сроков обучения не существовало. Наиболее успешных, овладевших часословом, псалтирем, письмом, переводили в арифметическую школу, а из нее распределяли к заводским делам по мере надобности, рассказывает историк. «После возвращения Василия Татищева на Урал в качестве начальника заводов в 1734 году он взял курс на открытие словесных, а потом и арифметических школ при всех казенных заводах, которых на тот момент действовало уже 12 и началось строительство новых. В 1735 году в Екатеринбурге открыли немецкую, латинскую школы, где впервые на Урале стали изучать иностранные языки. Обучение в латинской школе объявили обязательным для детей духовенства, проживавшего при заводах и приписных к ним слободах, — говорит Алевтина Сафронова. — Открылись школы рисования и пения, начали готовить механиков, маркшейдеров, геодезистов, переводчиков, фельдшеров, аптекарских учеников, инструментальщиков и других специалистов». Сеть уральских школ стала крупнейшей в России. Обучение было объявлено обязательным для всех детей мастеров, заводских работников, солдат, канцелярских служащих, детей заводской администрации и духовенства. Детская грамотность этих слоев населения стала приближаться к 100%, чего нельзя было сказать о детской грамотности даже столичных городов — Санкт-Петербурга и Москвы.
Для иноязычных школ учебные книги заказывали из Академии наук, изданные в ее типографии или закупленные в Западной Европе. Издания выдавались в пользование ученикам бесплатно. Через Академию наук велись поиски и учителей-иностранцев для иноязычных школ.
Полная версия текста доступна на сайте УрФУ . Пресс-служба Уральского федерального университета Анна Маринович: +7 (961) 770-60-24 |