?????????? ??? ?????????, ????????, ?????????? ? ?? ?????????
Uralucheba.ru
·Высшее
образование
·Среднее
образование
·Общее
образование
·Дошкольное
образование
·Дополнительное
образование
·Курсы
для взрослых
·Курсы
для детей
| Главная | Поиск по сайту | Контакты сайта | Ссылки | Карта сайта |
??? ?? ??????????? ?? ?????: ????? ? ???????????????? ???????????, ????? ? ???????? ?????????
Ваш город:
Новости образования
Голосование
Сколько экзаменов ОГЭ/ЕГЭ вы будете сдавать?
 
Подготовительные курсы в Екатеринбурге
Посмотреть все подготовительные курсы
Конкурсы и олимпиады
Посмотреть все мероприятия
Профориентация
Каталог профессий
Advertisement
300 лет первым школам Урала
01.03.2021

 300 лет назад на Урале появились первые государственные учебные заведения. Школы посещали дети подьячих, церковнослужителей, приписных крестьян
1 марта 1721 года в Екатеринбурге начала действовать словесная школа на Уктусском заводе. На протяжении года при горных заводах открывались и другие школы, которые стали первыми государственными учебными заведениями на Урале. До этого дети обучались грамоте и арифметике на дому, за плату. Все школы в первой половине XVIII века открывались каким-либо ведомством: Военной коллегией, Адмиралтейской, Иностранных дел, Духовным ведомством. Появившиеся на Урале школы принадлежали горному ведомству. Профессор кафедры документоведения, архивоведения и истории государственного управления УрФУ, специалист по истории образования в России XVIII века Алевтина Сафронова рассказала, кто был инициатором их открытия, кого отбирали в ученики и кто платил за обучение.

«Обучать грамоте и арифметике стали на Уктусском заводе, словесные школы открыли на Алапаевском заводе и в трех слободах с приписными к ним крестьянами. Вторая арифметическая школа начала действовать в Кунгуре. Словесные школы были открыты по инициативе начальника заводов Василия Татищева. Арифметические — по доношению Татищева в Берг-коллегию с ее разрешения, поскольку набирать детей в них предстояло из сословий, находившихся в ведении губернской, уездной власти, а не горного ведомства, в частности, на территории Кунгурского уезда. Детьми дворян Берг-коллегия распорядиться побоялась, а вот детей подьячих, церковнослужителей, приписных крестьян в условиях острой нужды в грамотных людях в школы брать разрешила. Привлечение к учебе детей крестьян и открытие школ для них в слободах — единственный известный нам пример в истории России XVIII века», — поясняет историк.
Учеба в школах в те времена являлась обязанностью, повинностью. Провести набор детей приказывали уральское начальство и Татищев. Заводские власти организовывали их переписи, вызывали на смотр, отбирали годных по возрасту, исключая неизлечимо больных.
«Поскольку обученных грамоте на дому в арифметические школы приходилось собирать из дальних слобод, они теряли связь с родными на многие месяцы. Иногда учеников отпускали домой “для взятья харчевых припасов и одежды»”, а некоторым ни разу не доводилось побывать дома за время обучения, — описывает ситуацию Алевтина Сафронова. — “Иногородних” распределяли на постой к чужим людям. Даже получая жалованье — 1,5 пуда ржаной муки в месяц и 1 рубль в год на платье и обувь — подростки голодали. Мука давала 100% припека, на день из нее получали до 1,5–1,6 кг хлеба. Но часть его приходилось отдавать хозяевам в обмен на другие продукты, на оплату жилья. Поэтому нередко школьники просили милостыню».
Части учеников выплачивали казенное жалованье, но о его назначении порой приходилось хлопотать им самим, подавая прошения.
Установленных сроков обучения не существовало. Наиболее успешных, овладевших часословом, псалтирем, письмом, переводили в арифметическую школу, а из нее распределяли к заводским делам по мере надобности, рассказывает историк.
«После возвращения Василия Татищева на Урал в качестве начальника заводов в 1734 году он взял курс на открытие словесных, а потом и арифметических школ при всех казенных заводах, которых на тот момент действовало уже 12 и началось строительство новых. В 1735 году в Екатеринбурге открыли немецкую, латинскую школы, где впервые на Урале стали изучать иностранные языки. Обучение в латинской школе объявили обязательным для детей духовенства, проживавшего при заводах и приписных к ним слободах, — говорит Алевтина Сафронова. — Открылись школы рисования и пения, начали готовить механиков, маркшейдеров, геодезистов, переводчиков, фельдшеров, аптекарских учеников, инструментальщиков и других специалистов».
Сеть уральских школ стала крупнейшей в России. Обучение было объявлено обязательным для всех детей мастеров, заводских работников, солдат, канцелярских служащих, детей заводской администрации и духовенства. Детская грамотность этих слоев населения стала приближаться к 100%, чего нельзя было сказать о детской грамотности даже столичных городов — Санкт-Петербурга и Москвы.

Для иноязычных школ учебные книги заказывали из Академии наук, изданные в ее типографии или закупленные в Западной Европе. Издания выдавались в пользование ученикам бесплатно. Через Академию наук велись поиски и учителей-иностранцев для иноязычных школ.

Полная версия текста доступна на сайте УрФУ . ​
Пресс-служба Уральского федерального университета
Анна Маринович: +7 (961) 770-60-24

 

 
< Пред.   След. >
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
 
Наша кнопка:
   Copyright © «УралУчёба» 2013 Все об образовании на урале