Студенты УрГУПС в шестой раз подряд приняли участие в международных инженерных соревнованиях Formula SAE Italy, прошедших в июле на европейской гоночной трассе. Целый год молодые и целеустремленные инженеры команды Formula Student USURT проектировали детали, варили металл, шлифовали формы, улучшали дизайн, проводили тесты систем и механизмов, создавая новый гоночный болид Lizard 6. Свое новое творение студенты-разработчики представили на суд строгих судей на Formula SAE Italy. Formula SAE - масштабный международный проект. Студенты вуза должны разработать и собрать собственный гоночный автомобиль, затем представить его перед судьями. Команда доказывает, что именно их болид самый лучший, демонстрируя характеристики машины. Команда Formula Student USURT существует в стенах УрГУПС уже шесть лет. Она объединяет юношей и девушек технических и экономических специальностей, которые в современной лаборатории fablab собрали уже шесть гоночных машин. В новой модели ребята постарались учесть ошибки и недочеты предыдущих лет, но, главное, воплотили свои смелые технические решения и дизайнерские идеи. Соревнования проходили на итальянской трассе Riccardo Paletti Circuit. На жаркую гоночную трассу прибыли 53 студенческие команды из разных стран. Четыре из России: Екатеринбурга, Тольятти, Тюмени и Белгорода.
Соревнования состоят из технической инспекции, статистических и динамических испытаний. Перед тем, как приступить к динамическим испытаниям, болид проходит техническую инспекцию, где разработчики должны доказать надежность собственного авто. Инспекция включает в себя проверку на соответствие регламенту и является чуть ли не самой сложной частью соревнований. Машина должна пройти тест на переворачиваемость, на уровень шума, тормозной тест и взвешивание. Кроме того, пилотам нужно пройти тест на безопасность: будучи в полной экипировке за 5 секунд нужно «выпрыгнуть» из болида. Руководитель Fablab УрГУПС и наставник команды Владимир Макаров рассказал о том, как проходит техническая инспекция машины: - Не всем командам удается пройти инспекцию, чтобы получить допуск к динамическим испытаниям. Инспекция-это как проверка самолёта перед вылетом. Маленькое сомнение в надёжности конструкции или несоответствие регламенту - не прошел. Кстати, те же испытания в процессе проектирования проходят машины, которые ездят по городу. Параллельно с прохождением тех.инспекции, другая часть команды защищала статистические дисциплины, предоставив экспертам бизнес презентацию, техническую презентацию и отчёт по себестоимости (business presentation, design report, cost report). Участница команды Анастасия Роппельт рассказала, какие задачи стояли перед ними и с чем столкнулись инженеры УрГУПС в процессе защиты: - В отчёте по себестоимости расписано все производство машины. Можно даже посчитать, сколько болтов в болиде. Наш отчет по сравнению с прошлым годом стал гораздо лучше и точнее. И в рейтинге наша команда стала лучшей среди российских команд. Design report – это такой своеобразный доклад о самой машине и произведенных улучшениях в сравнении с прошлыми версиями. Эта часть стала большим испытанием для нашей команды. У судей было много замечаний. Однако, помимо критики, они выделили две электрические системы, которые, по их мнению, оказались очень перспективными и интересными разработками. Итогом всеобщих стараний и командной работы стало 16 место в рейтинге из 53 команд в зачете Cost Event. Двум другим представителям команды Артуру Ханееву и Никите Шумкову на Business Presentation Event предстояло защитить проект популяризации автоспорта в России и в странах ближайшего зарубежья. Суть проекта: создание школ для обучения детей и взрослых навыкам профессионального вождения в теории и на практике, создание гоночных полигонов и возведение завода по выпуску гоночных машин. Ребята успешно справились с задачей и заняли 11-е место в рейтинге команд. Из российских соперников вырвалась вперед только команда Тольятти, занявшая строчку выше. А хороший английский и ораторские навыки студентов УрГУПС позволили получить максимальный балл за Presentation Skill (навык презентации). Последнее и самое серьезное испытание – гонка на выносливость длиной 22 километра (эндюранс). Этап оказался очень непростым, проходить его команде FS USURT пришлось под начавшимся дождем. Первую часть испытания болидом управлял Игорь Шумилов. Вторую – Михаил Томшин. При смене пилота было принято рискованное решение – оставить шины для сухой трассы (слики). С замиранием сердца и немалым волнением команда следила, как пилот УрГУПС проходил круги по мокрому треку. Итог: болид дошел до финиша, что уже является серьезной командной победой, ведь финишную черту пересекли далеко не все команды. Из российских соперников это удалось только тольяттинцам. Из 38-х стартовавших машин, доехали до финиша лишь 24. Пилот УрГУПС Никита Шумков поделился своими эмоциями: - Долгие годы мы не могли пересечь финишную черту в главной гонке. И вот, мы сделали это! У меня отстегнулись ремни уже на первом круге, но я не подавал вида, ведь это могло привести к сходу по техническим причинам. На второй половине испытания, на 19 круге оборвало рулевую тягу, и только мастерство пилота помогло проехать оставшиеся 9 кругов по очень извилистой трассе. Наставник команды Владимир Макаров подвел итоги работы: - В студенческой формуле важно именно разработать проект машины и выставить его на суд жюри. И все динамические испытания, включая финальный заезд - это подтверждение расчетов и разработок. Кроме того у нас было много смелых и, порой, спорных технических решений. Экспертам очень понравилась обновленная электроника и кузов. Однако подвеска вызвала много споров. Эксперты сочли, что такая геометрия будет неустойчивой и будут заносы в поворотах. Но именно этот эффект помог пилоту дойти до финиша. Ситуация оказалась с точностью до наоборот. В итоге подвеска, разработанная с хорошей инженерной фантазией, на одном этапе вызвала споры и придирки, а на реальном испытании помогла сделать главное - провести машину до финиша. Анастасия Роппельт поделилась впечатлениями: - Это были очень жаркие соревнования в прямом смысле слова. В этом году мы продвинулись на несколько позиций во всех направлениях, что не может не радовать. Мы зарядилась мотивацией и уже есть много новых идей, которые будем реализовывать в новом болиде 7 поколения- Lizard 19. Могу сказать точно, что готовится что-то интересное и необычное. Команда Formula Student USURT многого добилась в нынешнем сезоне. Ребята улучшили показатели предыдущего года и взяли новую высоту – пересекли финишную черту главной гонки соревнований. Молодые инженеры УрГУПС доказали, что их болид достоин выходить на международные трассы. А их смелые решения пусть и вызывали споры судей, но и немало удивили их. . Николаева Екатерина, Фото участников соревнований и организаторов. |