Что такое Болонский процесс? Каковы его параметры и обязательства участников? Культура этого процесса и динамика развития? Динамика Болонского процесса "Болонский процесс" получил своё название 19 июня 1999 года с подписания министрами, ответственными за образование в 29 европейских странах, Болонской декларации о создании единого европейского пространства высшего образования. Официальные вехи Болонского процесса: • Встреча европейских министров образования в Праге 2001 года. • Конференция европейских министров образования в Берлине 2003 года. • Конференция европейских министров образования в Бергене, Норвегия (май 2005 года) В 2003 году на Конференции в Берлине к Болонскому процессу официально присоединилась Россия. В Бергене в "Болонский клуб" приняты ещё четыре страны, среди них Украина.
Обязательства участников Страны присоединяются к Болонской конвенции на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства. По срокам эти обязательства пока оформлены следующим образом: • С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников европейские приложения единого образца к диплому бакалавра или магистра. • До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса. Обязательные параметры Болонского процесса • Трёхуровневая система высшего образования. • Академические кредиты ECTS, единые европейские оценки. • Академическая мобильность студентов, преподавателей и административно-технического персонала вузов. • Европейское приложение к диплому. • Контроль качества высшего образования. • Создание единого европейского исследовательского пространства. Рекомендательные параметры Болонского процесса • Активная вовлечённость студентов. • Социальная поддержка малообеспеченных студентов. • Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки. • Образование в течение всей жизни.
Факультативные параметры Болонского процесса • Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору. • Кредитно-модульная система. • Дистанционное обучение, электронные курсы. • Академические рейтинги студентов и преподавателей. Культура Болонского процесса Трёхуровневая система высшего образования • Вводятся три уровня высшего образования: Первый уровень – бакалавариат (степень "бакалавр"). Второй уровень – магистратура (степень "магистр"). Третий уровень – докторантура (степень "доктор"). • Корректными в Болонском процессе признаны две модели: (бакалавриат + магистратура + докторантура, годы обучения) 3 + 2 + 3 4 + 1 + 3. • Нынешняя российская модель 4 + 2 + 3 нуждается в пересмотре. • Бакалавр – самодостаточное высшее образование первого уровня. • Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра. • Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра "поглощается" в процессе магистерской подготовки. • Степень "специалист" не вписывается в Болонскую систему. (Не предусматривается модель 4 + 1 = специалист). • Первая учёная степень (третий уровень высшего образования) называется "доктор наук". • Медицинские вузы, вузы искусств и другие специальные вузы (химические в Германии) могут придерживаться других, в том числе моноуровневых моделей.
Академические кредиты • Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента. • В семестр начисляется ровно 30 академических кредитов. • В учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов. • Для получения степени бакалавра нужно набрать 180 кредитов (три года обучения) или 240 кредитов (четыре года обучения). • Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности 300 кредитов (пять лет обучения). • Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным. • Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.). • Количество начисляемых кредитов по дисциплине от оценки не зависит. • Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза. • При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.). • Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется. • Используется единая европейская шестибалльная система оценок: А – "отлично" (10 процентов сдающих) В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих) С – "хорошо" (30 процентов сдающих) D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих) Е – "посредственно" (10 процентов сдающих) F (FX) - "неудовлетворительно". Академическая мобильность • Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год. • Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания. • Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий вуз денег за обучение не берёт. • Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах). • В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом. • Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом. • Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов. Европейское приложение к диплому • Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно. • Приложение заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском). • Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов. • Приложение может выдавать министерство образования или вуз. Контроль качества • Министерство образования использует систему сертификации. • Вуз контролирует качество обучения. • Вуз контролирует весомость кредитов, порядок начисления кредитов за семестр или за учебный год, взаимозачёт кредитов. • Вуз контролирует качество заполнения европейского приложения. • На заявительной основе возможен европейский контроль качества.
Автономность вуза • В существующих условиях в рамках ГОС ВПО вуз сам определяет содержание обучения по уровням. • Вуз сам определяет методику обучения. • Вуз сам определяет количество кредитов за учебные курсы (дисциплины). • Вуз сам принимает решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульной системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной). • ЕГЭ не имеет прямого отношения к Болонскому процессу. • Срок завершения "болонских" преобразований – 2010 год – ориентировочный; вполне реально осуществить "обязательную программу" значительно быстрее.
Г.И. Гладков По материалам сайта http://www.uapa.ru/ |