?????????? ??? ?????????, ????????, ?????????? ? ?? ?????????
Uralucheba.ru
·Высшее
образование
·Среднее
образование
·Общее
образование
·Дошкольное
образование
·Дополнительное
образование
·Курсы
для взрослых
·Курсы
для детей
| Главная | Поиск по сайту | Контакты сайта | Ссылки | Карта сайта |
??? ?? ??????????? ?? ?????: ????? ? ???????????????? ???????????, ????? ? ???????? ?????????
Ваш город:
Университеты Екатеринбурга
Все университеты
Академии Екатеринбурга
Все академии
Институты Екатеринбурга
Все институты
Новости вузов Екатеринбурга
"Болонский процесс" (памятка студенту)
10.08.2007

Что такое Болонский процесс? Каковы его параметры и обязательства участников? Культура этого процесса и динамика развития?

 

Динамика Болонского процесса

"Болонский процесс" получил своё название 19 июня 1999 года с подписания министрами, ответственными за образование в 29 европейских странах, Болонской декларации о создании единого европейского пространства высшего образования.
Официальные вехи Болонского процесса:
• Встреча европейских министров образования в Праге 2001 года.
• Конференция европейских министров образования в Берлине 2003 года.
• Конференция европейских министров образования в Бергене, Норвегия (май 2005 года)
В 2003 году на Конференции в Берлине к Болонскому процессу официально присоединилась Россия. В Бергене в "Болонский клуб" приняты ещё четыре страны, среди них Украина.

Обязательства участников
Страны присоединяются к Болонской конвенции на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства. По срокам эти обязательства пока оформлены следующим образом:
• С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников европейские приложения единого образца к диплому бакалавра или магистра.
• До 2010 реформировать национальные системы образования  в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.
 
Обязательные параметры Болонского процесса
• Трёхуровневая система высшего образования.
• Академические кредиты ECTS, единые европейские оценки.
• Академическая мобильность студентов, преподавателей и административно-технического персонала вузов.
• Европейское приложение к диплому.
• Контроль качества высшего образования.
• Создание единого европейского исследовательского пространства.


Рекомендательные параметры Болонского процесса
• Активная вовлечённость студентов.
• Социальная поддержка малообеспеченных студентов.
• Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.
• Образование в течение всей жизни.

 

Факультативные параметры Болонского процесса
• Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.
• Кредитно-модульная система.
• Дистанционное обучение, электронные курсы.
• Академические рейтинги студентов и преподавателей.


 Культура Болонского процесса
Трёхуровневая система высшего образования
• Вводятся три уровня высшего образования:
Первый уровень – бакалавариат (степень "бакалавр").
Второй уровень – магистратура (степень "магистр").
Третий уровень – докторантура (степень "доктор").
• Корректными в Болонском процессе признаны две модели:
(бакалавриат + магистратура + докторантура, годы обучения)
3 + 2 + 3
4 + 1 + 3.
• Нынешняя российская модель 4 + 2 + 3 нуждается в пересмотре.
• Бакалавр – самодостаточное высшее образование первого уровня.
• Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра.
• Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра "поглощается" в процессе магистерской подготовки.
• Степень "специалист" не вписывается в Болонскую систему.
(Не предусматривается модель 4 + 1 = специалист).
• Первая учёная степень (третий уровень высшего образования) называется "доктор наук".
• Медицинские вузы, вузы искусств и другие специальные вузы (химические в Германии) могут придерживаться других, в том числе моноуровневых моделей.

Академические кредиты
• Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента.
• В семестр начисляется ровно 30 академических кредитов.
• В учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов.
• Для получения степени бакалавра нужно набрать 180 кредитов (три года обучения) или 240 кредитов (четыре года обучения).
• Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности 300 кредитов (пять лет обучения).
• Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным.
• Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.).
• Количество начисляемых кредитов по дисциплине от оценки не зависит.
• Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза.
• При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).
• Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.
• Используется единая европейская шестибалльная система оценок:
А – "отлично" (10 процентов сдающих)
В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих)
С – "хорошо" (30 процентов сдающих)
D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих)
Е – "посредственно" (10 процентов сдающих)
F (FX) - "неудовлетворительно".

Академическая мобильность
• Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год.
• Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания.
• Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий вуз денег за обучение не берёт.
• Студент оплачивает сам:  дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).
• В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом.
• Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом.
• Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.

Европейское приложение к диплому
• Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно.
• Приложение заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском).
• Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.
• Приложение может выдавать министерство образования или вуз.


Контроль качества
• Министерство образования использует систему сертификации.
• Вуз контролирует качество обучения.
• Вуз контролирует весомость кредитов, порядок начисления кредитов за семестр или за учебный год, взаимозачёт кредитов.
• Вуз контролирует качество заполнения европейского приложения.
• На заявительной основе возможен европейский контроль качества.


Автономность вуза
• В существующих условиях в рамках ГОС ВПО вуз сам определяет содержание обучения по уровням.
• Вуз сам определяет методику обучения.
• Вуз сам определяет количество кредитов за учебные курсы (дисциплины).
• Вуз сам принимает решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульной системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной).
• ЕГЭ не имеет прямого отношения к Болонскому процессу.
• Срок завершения "болонских" преобразований – 2010 год – ориентировочный; вполне реально осуществить "обязательную программу" значительно быстрее.

 

Г.И. Гладков
По материалам сайта http://www.uapa.ru/

 
< Пред.   След. >
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
 
Наша кнопка:
   Copyright © «УралУчёба» 2013 Все об образовании на урале