?????????? ??? ?????????, ????????, ?????????? ? ?? ?????????
Uralucheba.ru
·Высшее
образование
·Среднее
образование
·Общее
образование
·Дошкольное
образование
·Дополнительное
образование
·Курсы
для взрослых
·Курсы
для детей
| Главная | Поиск по сайту | Контакты сайта | Ссылки | Карта сайта |
??? ?? ??????????? ?? ?????: ????? ? ???????????????? ???????????, ????? ? ???????? ?????????
Ваш город:
Здоровье и знания – богатство выпускников
18.09.2017

 Лицей № 180 «Полифорум» - сравнительно молодое учебное заведение. Он был открыт в 1994 году. Учреждение профильного статуса, на сегодняшний день в нем учатся 1760 учеников. Это одна из самых больших школ Свердловской области. В 2015 году лицей «Полифорум» стал победителем городского конкурса «Лучшее муниципальное учреждение города Екатеринбурга -2015».
О вопросах развития физкультуры и спорта в лицее нам рассказал его директор – Крылов Алексей Валентинович.
- Вопросы развития физической культуры в образовательных учреждениях не гладкие и не ровные. Есть проблематика, и достаточно серьезная. Одни проблемы связаны с существующим законодательством, системой финансирования, другие - с обществом, с готовностью и пониманием того, что такое физкультура в школе, самими родителями и детьми. Отдельные проблемы лежат в личных качествах руководителей, педагогов

Проблемы реальные, и зачастую они мешают решать многие вопросы. Это нужно признавать, и поэтому просто перечислять свои достижения и отдельные успехи не совсем правильно, важнее делиться своим позитивным опытом.

- Что такое физическая культура в Вашем понимании?

- Наш лицей – это образовательное учреждение профильного статуса, и главная наша задача - реализовывать лицейские программы. Основная задача – предметы учебного плана. Но в любой школе, независимо от статуса, есть уроки физкультуры. Поэтому начинать разговаривать о физкультуре и спорте нужно с этого урока. Здесь важно понимание, что урок физической культуры - это не спортивная секция. Поэтому ставить перед ребятами задачи по достижению особых спортивных результатов и оценивать таким образом школьников – это принципиальная ошибка. Задача предмета совершенно другая. Дать общие представления о культуре движения, о безопасности, о возможностях и особенностях организма. Дать общие представления о тех комплексах и упражнениях, которые позволяют сделать нашу жизнь более спортивной и здоровой. О тех спортивных играх, которые позволяют организовать активный отдых, снять или добавить нагрузки и скомпенсировать большую интеллектуальную загруженность.

Самое главное, что через физическую культуру мы выходим на долгое здоровье, на многие годы, чтобы быть успешным в других областях.

 Это основная задача, и поэтому когда в школах урок физкультуры оказывается на последнем месте в умах руководителей школ, учителей, родителей, самих школьников, тогда и возникают перекосы. Есть примеры, когда в отдельных школах на уроках физкультуры все играют только в баскетбол, или в футбол. Потому, что учитель физкультуры любит баскетбол или футбол, или сам им занимался и мячики есть. И главное, что всем так удобно. Мячик выдал, и бегайте на здоровье, а кто не хочет играть, так и не надо. Все остальные спортивные темы: гимнастика, лыжи, коньки, плавание, легкая атлетика, проходятся, мягко говоря, формально. Безусловно, это неправильно.

На уроках должны быть теоретические блоки. Нужно знать историю спорта, выдающихся спортсменов. Через призму этих знаний воспитываются и патриотические чувства. Это очень важно, ведь нам есть чем гордиться. Во многих видах спорта наша страна все еще на лидирующих позициях, несмотря на существующие трудности. Конечно, основой урока должна быть активная составляющая. Вот здесь и начинаются реальные проблемы. Первая из них - третий урок в неделю. Я считаю, что это поспешно и ошибочно. Реализовать любой предмет можно, лишь обладая определенными условиями и ресурсами. Увеличение учебного плана на один час требует увеличения спортивных площадей. О каком качественном уроке можно говорить, если в один зал на урок одновременно зайдет два или три класса. На уроках математики и русского языка это недопустимо и вызывает лишь усмешку. Почему же на уроке физкультуры это возможно? Как быть, если спортзалов не хватает?

Справка с освобождением от урока физкультуры - полная ерунда. Освободить от урока может только директор своим приказом. Врач может только рекомендовать или не рекомендовать. Это надо понимать в первую очередь родителям.

Второй вопрос - это кадры. С добавлением одного часа возросла нагрузка на педагогов, а ресурсы не безграничны. Нужны новые педагоги с соответствующим образованием, и не просто бывшие спортсмены, а учителя, понимающие методики, стандарты. Большинство школ просто к этому не готово. Когда при этом школам еще и ставятся реальные задачи - обеспечить, провести, оздоровить, появляется сомнение и непонимание.

- Как развивается физкультура и спорт у Вас в лицее?

- Не буду лукавить, большинство этих задач мы в лицее смогли решить, и решить, как мне кажется, достаточно успешно. Создавая новые спортивные объекты своими силами, привлекая внебюджетные средства, силы родителей, составляя особые расписания и режимы работы. Все для того, чтобы минимизировать проблемы, связанные с ограничением тех или иных ресурсов. Созданная инфраструктура позволяет нам проводить как можно больше уроков за пределами здания, когда это позволяет погода. Но ведь мы с вами живем на Урале, и учебный год длится с сентября по май. Ветер, слякоть, дожди, снег, мороз – это обычные явления.

Мы обладаем неплохой спортивной базой. У нас 4 спортивных зала, два дополнительных гимнастических зала, танцевальный зал. Все это мы делали своими силами. Задача была предельно проста – расширить уже имеющийся ресурс. У нас прекрасный стадион, за него спасибо правительству области и государственным программам, которые развивают школьные стадионы. В школе имеется бассейн, и вся начальная школа обязательно проводит в нем уроки плавания. У нас имеются спортивные площадки - волейбольная, баскетбольная, которые мы сделали своими силами за внебюджетные средства, опираясь на собственные ресурсы. Это материальная база. Но нужна еще и стратегическая линия. У нас она есть. Лицей - учреждение профильного статуса, и нагрузка на детей особенная. А раз такая дополнительная интеллектуальная нагрузка есть, нужно ее скомпенсировать дополнительной физической активностью.

Развитие физкультуры и спорта в лицее – это не получение высоких спортивных достижений и успехов, а максимальное вовлечение ребят в двигательную активность.

Поэтому с первых классов мы уделяем большое внимание динамическим паузам, физкультуре и спорту. В начальной школе обязательная ежедневная прогулка и не просто погулять-побегать, а по четко составленным планам с использованием подвижных и народных игр. После уроков - множество спортивных секций непосредственно в самой школе. И главная цель для них - не достижение побед, а массовость. Если приходят спортивные победы, а это не редкость, мы все вместе радуемся им.

В стенах лицея ежегодно проводится спартакиада учащихся. Каждый класс выставляет в каждом виде спорта свою команду. Ребята соревнуются в стрельбе и перетягивании каната, в преодолении полосы препятствий и организации спасательных работ. На базе лицея даже создан отряд спасателей, и тот, кто не смог найти себя в волейболе, футболе и баскетболе, может успешно соревноваться в туристских и военно-прикладных видах спорта.

Летом на базе лицея работают спортивно-оздоровительные лагеря, где ребята продолжают заниматься выбранными видами спорта.

 В нашем лицее учитель физкультуры, тренер - очень уважаемый человек. Его интересуют не только спортивные достижения, но и школьная успеваемость.)

Если у будущего чемпиона двойки по каким-либо предметам – выезд на спортивные соревнования и сборы для него закрыт. Все принимают и понимают эти правила! Инициаторами их выступили не учителя математики, а именно учителя физкультуры.

Нормы ГТО сдает очень много учащихся. Мы стали культивировать сдачу норматива в лицее еще несколько лет назад, когда введение комплекса ГТО в стране еще только обсуждалось. Тогда выпускники вместе с аттестатами получали наш школьный сертификат о выполнении соответствующих нормативов. И тогда, и сейчас ребята это делают с удовольствием. Они прекрасно понимают, что им это реально пригодится при поступлении в вузы, и используют эту возможность. Тем более, что спортивная подготовка, полученная в лицее, без труда позволяет выполнить соответствующие требования.

Еще одно обязательное условие всех школьных секций – их максимальная доступность. Сразу снимается большое количество проблем: с хулиганством на улицах, с вредными привычками. Культивируется другой образ жизни у молодых мальчиков и девочек. Все это, если спорт доступен. Если этого нет, неважно по какой причине, финансы, время, ограниченность мест, результата не будет. Получается искусственный отбор только тех, кто смог его пройти, для «избранных». Это тупиковое направление. Последствия такой политики мы все наглядно видим в российском спорте. По многим, традиционно сильным некогда видам спорта мы перестали быть конкурентоспособны, отсюда и скромные результаты на мировом уровне. Переломить эту ситуацию можно, лишь массово вовлекая ребят в занятия физкультурой и спортом, максимально обеспечивая доступность таких занятий.

- Как вы решаете эту задачу?

- Мы заключаем прямые договоры со спортивными школами по использованию наших спортивных и тренировочных площадей во внеурочное время. Это очень важно и выгодно для всех! Получается, что не ребенок бегает по городу и ищет себя занятия, тратя время и деньги на проезд, а профессиональный тренер приходит в школу и занимается с детьми. Закончились уроки, перерыв, обед, и начала работу спортивная секция. А самое главное, доступная спортивная секция. В такой форме сегодня мы работаем с четырьмя спортивными школами: СДЮСШОР Локомотив «Изумруд», ДЮСШ «Юность», ДЮСШ «Виктория», СДЮСШОР №1. Благодаря этому сотрудничеству, наши лицеисты имеют возможность играть в шахматы и покорять скалы, играть как в традиционные волейбол и баскетбол, так и в современные - фрисби или флорбол. Заниматься гиревым спортом и мини-гольфом, рукопашным боем и каратэ, художественной гимнастикой и спортивными танцами.

Такой подход приносит свои плоды. На последнем всероссийском первенстве по шахматам «Белая ладья» команда лицея №180 стала победителем. Этому предшествовала долгая и кропотливая работа. Девять лет назад был запущен проект шахматного всеобуча. В каждом классе есть шахматные столы и доски, компьютерные программы различных уровней. Педагоги органично включают шахматы в образовательный процесс, а те ребята, которые добиваются определенных результатов, продолжают обучение в бесплатной муниципальной школе.

В мае 2017 года на первенстве России по волейболу сборная команда юношей Свердловской области 2004-2005г.р. под руководством Шаньгина Ивана Сергеевича, на 70% состоящая из учеников лицея, стала бронзовым призером.

Конечно, мы этим гордимся, и всячески поддерживаем таких ребят, но ведь это не основная наша задача – наши результаты оцениваются баллами ЕГЭ по математике, русскому языку, физике, информатике… По количеству ребят, поступивших в ведущие вузы России и Урала. Подавляющее большинство наших чемпионов - хорошие ученики. Ведь это неправильно, когда ребенок, достигнув выдающихся результатов в спорте, не может связать двух слов и делает ошибки в элементарных словах.

 Мы делаем занятия физкультурой и спортом модными и почетными. Большое внимание уделяется современным и молодежным видам спорта.

У нас нет списка чемпионов и разрядников, но у нас есть список ребят, вовлеченных в работу спортивных секций и кружков. Все мы стремимся, чтобы этот список рос.

В дальнейшем продолжим развивать сотрудничество с Комитетом по физической культуре и спорту Администрации Екатеринбурга, со спортивными школами города, перенимать передовой опыт других школ, делиться своим опытом. А он уже немалый. Занимаясь развитием физической культуры, мы тем самым занимаемся и воспитательной работой и развитием патриотизма, нравственности, здорового образа жизни.

 

 

 

 

 
< Пред.   След. >
 
Наша кнопка:
   Copyright © «УралУчёба» 2013 Все об образовании на урале