Код по ФГОС ВО 3+ 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Зарегистрировано в Минюсте России 30 октября 2015 г. № 39561 Код по ФГОС ВПО 3 050700 Специальное (дефектологическое) образование 2010 год Направление высшего образования 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (в Екатеринбурге)
Направление высшего образования 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование можно получить в университетах и институтах Екатеринбурга Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ) Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина (Екатеринбургский филиал)
Вступительные экзамены ЕГЭ на направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование: Обществознание, Биология, Русский язык (смотреть требования Вуза)
Квалификация 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Академический бакалавр Прикладной бакалавр Выдержки из ФГОС 3+ ВО специальности 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата включает: образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе организаций образования, социальной сферы и здравоохранения. Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.03СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ являются: коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адапатационные и образовательные системы. 4.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»: коррекционно-педагогическая; диагностико-консультативная; исследовательская; культурно-просветительская. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»: коррекционно-педагогическая; диагностико-консультативная; исследовательская; культурно-просветительская. При разработке и реализации программ бакалавриата образовательная организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации. 4.3. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи: в области коррекционно-педагогической деятельности: коррекция нарушений развития в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ОВЗ; изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ОВЗ в образовательных организациях, а также в организациях здравоохранения и социальной защиты; разработка индивидуальной образовательно-коррекционной программы, планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ; выбор и создание учебно-методического обеспечения; осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ; в области диагностико-консультативной деятельности: психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития, образовательных возможностей, потребностей и достижений лиц с ОВЗ; консультирование лиц с ОВЗ, членов их семей и представителей заинтересованного окружения по вопросам образования, развития, семейного воспитания и социальной адаптации; в области исследовательской деятельности: проектирование содержания образовательных программ с учетом особенностей индивидуальных особенностей ребенка ОВЗ; постановка и решение исследовательских задач, сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности; обобщение и презентация результатов исследовательской деятельности; в области культурно-просветительской деятельности: формирование общей культуры лиц с ОВЗ; реализация просветительских программ, способствующих формированию в обществе толерантного отношения к лицам с ОВЗ. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи: в области коррекционно-педагогической деятельности: коррекция нарушений развития в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ОВЗ; изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ОВЗ в образовательных организациях, а также в организациях здравоохранения и социальной защиты; планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ; выбор учебно-методического обеспечения; осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ; в области диагностико-консультативной деятельности: психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития, образовательных возможностей, потребностей и достижений лиц с ОВЗ; консультирование лиц с ОВЗ, членов их семей и представителей заинтересованного окружения по вопросам образования, развития, семейного воспитания и социальной адаптации; в области исследовательской деятельности: решение исследовательских задач, сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности; обобщение и презентация результатов исследовательской деятельности; в области культурно-просветительской деятельности: формирование общей культуры лиц с ОВЗ; реализация просветительских программ, способствующих формированию в обществе толерантного отношения к лицам с ОВЗ.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции. 5.2. Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-1); готовностью совершенствовать свою речевую культуру (ОК-2); способностью анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позицию (ОК-3); способностью использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах (ОК-4); способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); способностью к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм (ОК-6); способностью к самообразованию и социально-профессиональной мобильности (ОК-7) готовностью укреплять здоровье, поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9). 5.3. Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК): готовностью сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); готовностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2); способностью осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3); готовностью к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ (ОПК-4). способностью использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии (ОПК-5). 5.4. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата: в области коррекционно-педагогической деятельности: способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1); готовностью к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2); готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ (ПК-3); способностью к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4); в области диагностико-консультативной деятельности: способностью к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5); способностью осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6); готовностью к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7); в области исследовательской деятельности: способностью к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности (ПК-8); способностью использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации; формулировать выводы, представлять результаты исследования (ПК-9); в области культурно-просветительской деятельности: способностью проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ОВЗ, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры (ПК-10); способностью к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ОВЗ (ПК-11). 5.5. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» должен обладать профессионально-прикладными компетенциями (ППК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата: в области коррекционно-педагогической деятельности: способностью к реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ППК-1); готовностью к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ППК-2); готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ (ППК-3); способностью к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ППК-4); в области диагностико-консультативной деятельности: способностью к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ППК-5); готовностью к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ППК-6); в области исследовательской деятельности: способностью к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для решения исследовательских задач в профессиональной деятельности (ППК-7); способностью использовать методы психолого-педагогического исследования; формулировать выводы, представлять результаты исследования (ППК-8); в области культурно-просветительской деятельности: способностью проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ОВЗ, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры (ППК-9); способностью к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ОВЗ (ПК-10). 5.6. При проектировании программы бакалавриата образовательная организация обязана включить в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные или профессионально-прикладные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа бакалавриата. 5.7. При проектировании программы бакалавриата образовательная организация может дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности. 5.8. При проектировании программы бакалавриата образовательная организация самостоятельно устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам с учетом требований примерных основных образовательных программ. |