Код по ФГОС ВО 3+ 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Зарегистрировано в Минюсте России 18 января 2016 г. № 40623 Код по ФГОС ВПО 3 050400 Психолого-педагогическое образование 2010 год Направление высшего образования 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (в Екатеринбурге)
Направление высшего образования 44.03.02 Психолого-педагогическое образование можно получить в университетах и институтах Екатеринбурга Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ) Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ) Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина (Екатеринбургский филиал)
Вступительные экзамены ЕГЭ на направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование: Математика, Биология, Русский язык (смотреть требования Вуза)
Квалификация Психолого-педагогическое образование Академический бакалавр Прикладной бакалавр Выдержки из ФГОС 3+ ВО специальности 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ,ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА 44.03.02 Психолого-педагогическое образование 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников,освоивших программу бакалавриата, включает: образование; социальную сферу; здравоохранение; культуру. 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников,освоивших программу бакалавриата, являются: обучение; воспитание; социализация; индивидуально-личностное развитие обучающихся; здоровье обучающихся; психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных организациях различного типа. 4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата: педагогическая деятельность в дошкольном образовании; педагогическая деятельность в начальном общем образовании; социально-педагогическая деятельность; психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения; психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации. Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы: ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее – программа академического бакалавриата); ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные)(далее – программа прикладного бакалавриата). 4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи: все виды профессиональной деятельности: реализация на практике прав ребенка; создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся; участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в организации; повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса; участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами; использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности; систематическое повышение своего профессионального мастерства; соблюдение норм профессиональной этики; использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности; повышение собственного общекультурного уровня; соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; педагогическая деятельность в дошкольном образовании: осуществление процесса обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровой деятельности; создание оптимальных условий адаптации детей к дошкольным образовательным организациям; обеспечение охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе; работа по обеспечению совместно с другими специалистами (психологом, логопедом, педиатром) и семьей готовности ребенка к обучению в общеобразовательной организации; педагогическая деятельность в начальном общем образовании: реализация в учебном процессе образовательных программ начального общего образования с использованием современных психолого-педагогических методов, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности обучающихся; создание оптимальных условий для адаптации обучающихся к начальному периоду учебной деятельности; интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся в процессе формирования учебной деятельности; взаимодействие с педагогами, администрацией образовательной организации и родителями в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм; формирование уобучающихся учебно-познавательной мотивации и умения учиться как необходимого результата их подготовки к освоению образовательной программы основного общего образования; социально-педагогическая деятельность: осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов; организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательной организации и по месту жительства; организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов; выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов; формирование у обучающихся профессионального самоопределения и навыков поведения на рынке труда; организация посредничества между обучающимися и социальными институтами; психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения: проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов; проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам; работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье; создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка; помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения; участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков; психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): проведение дифференциальной диагностики для определения типа отклонений; проведение психологического обследования детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение; проведение занятий с обучающимися по утвержденным рекомендованным коррекционным программам; работа с педагогами и родителями с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей с ОВЗ и их общения в образовательных учреждениях и в семье; создание благоприятной и психологически комфортной социальной среды с привлечением родителей и членов семьи здоровых детей и детей с ОВЗ.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА 44.03.02 Психолого-педагогическое образование 5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. 5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями: способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества дляформирования гражданской позиции (ОК-2); способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3); способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4); способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9). 5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями: способностью учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1); готовностью применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2); готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3); готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4); готовностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5); способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6); готовностью использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7); способностью понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8); способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9); способностью принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10); готовностью применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11); способностью использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12); способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-13). 5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата: педагогическая деятельность в дошкольном образовании: способностью организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПК-1); готовностью реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПК-2); способностью обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПК-3); готовностью обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательнойорганизации (ПК-4); способностью осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПК-5); способностью осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПК-6); педагогическая деятельностьв начальном общем образовании: способностью организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПК-7); способностью проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПК-8); способностью участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПК-9); готовностью создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПК-10); готовностью организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ (ПК-11); готовностью во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПК-12); готовностью осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПК-13); способностью эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПК-14); социально-педагогическая деятельность: готовностью к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПК-15); способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПК-16); способностью составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПК-17); способностью участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПК-18); готовностью выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПК-19); владением методами социальной диагностики (ПК-20); способностью выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПК-21); психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения: способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПК-21); готовностью применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПК-22); способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПК-23); способностью к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПК-24); способностью осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПК-25); способностью эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПК-26); способностью выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПК-27); способностью формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПК-28); готовностью руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-29); способностью использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПК-30); способностью проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПК-31); психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ: способностью организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (ПК-32); готовностью применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПК-33); способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа (ПК-34); способностью контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПК-35); способностью осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПК-36); способностью эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПК-37); способностью собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПК-38). 5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата. 5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленностипрограммы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности. 5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
|