Код по ФГОС ВО 3+ 39.03.02 Код по ФГОС ВПО 3 040400 2010 год Направление высшего образования Социальная работа (в Екатеринбурге)
Направление высшего образования 39.03.02 Социальная работа можно получить в университетах и институтах Екатеринбурга
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина (УрФУ) Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ) Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС) Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ) Гуманитарный университет (ГУ)
Вступительные экзамены ЕГЭ на направление Социальная работа: Обществознание, История, Русский язык (смотреть требования Вуза)
Квалификация Академический бакалавр Прикладной бакалавр Выдержки из ФГОС 3+ ВО специальности 39.03.02 Социальная работа
Основная цель ООП (миссия) – развитие у студентов, обучающихся по направлению 39.03.02 Социальная работа, личностных качеств и формирование совокупности компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению и предложениями работодателей, обеспечивающих их академическую, социально-личностную и профессиональную мобильность.
Задачи программы:
Подготовка студентов к самостоятельной деятельности по разработке и реализации традиционных и инновационных технологий социальной работы в отношении групп и отдельных лиц, нуждающихся в социальной защите. Подготовка студентов к участию и самостоятельному ведению исследовательской деятельности в целях совершенствования методов, форм, содержания и результатов социальной работы в отношении групп и отдельных лиц, нуждающихся в социальной защите. Подготовка студентов к социально-проектной деятельности для решения задач, связанных с применением современных технологий социальной работы, привлечения дополнительных ресурсов и оказания помощи нуждающимся в социальной защите. Подготовка студентов к участию в организационно-управленческой деятельности в социальных службах, работе в коллективах. Подготовка студентов к взаимодействию с государственными учреждениями, общественными организациями и коммерческими структурами для организации и координации социальной помощи нуждающимся в социальной защите.
Выпускники направления подготовки 39.03.02 Социальная работа могут работать:
в органах государственного и муниципального управления; в службах занятости; в учреждениях социального обслуживания населения; в учреждениях образования и здравоохранения; в отделениях Пенсионного фонда, Фонда социального страхования; в силовых структурах: вооруженные силы, органы внутренних дел, пенитенциарная система; на производственных предприятиях и в коммерческих организациях в отделах по социальной политике; в общественных организациях (благотворительные фонды, волонтёрские объединения, некоммерческие организации); заниматься исследовательской деятельностью в научно-исследовательских организациях.
Объекты профессиональной деятельности выпускника:
отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании; коллективы учреждений социальной сферы; общественные организации (фонды, ассоциации, объединения); специалисты и подразделения учреждений, организаций (в том числе коммерческих), органов управления социальной защиты населения, учреждений социального обслуживания, социального страхования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования; социально ориентированный бизнес.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата включает: государственную службу занятости; государственную службу медико-социальной экспертизы; федеральную государственную миграционную службу; МЧС; пенитенциарную систему; предприятия, фирмы (государственные, частные, общественные, а также промышленные и сельскохозяйственные); ритуальную службу; силовые структуры; систему здравоохранения; систему культуры; систему образования; систему пенсионного обеспечения; систему социального обслуживания; систему социального страхования; систему социальной защиты. Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» являются: отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании; коллективы учреждений социальной сферы; общественные организации (фонды, ассоциации, объединения); специалисты и подразделения учреждений, организаций, органов управления социальной защиты населения, социального обслуживания, социального страхования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, культуры; социально ориентированный бизнес. Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» являются: отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании; общественные организации (фонды, ассоциации, объединения). 4.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»: социально-технологическая; организационно-управленческая; исследовательская; социально-проектная. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»: социально-технологическая; организационно-управленческая; исследовательская; социально-проектная. При разработке и реализации программ бакалавриата образовательная организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации. 4.3. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи: социально-технологическая деятельность: разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития человека и общества, обеспечения его социального здоровья; целенаправленная и эффективная разработка и реализация моделей современных технологий психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения; обеспечение высокой культуры технологий социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения, благополучия граждан, их физического, психического и социального здоровья; личное участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности, организация бесконфликтного делового общения с сотрудниками и подопечными (клиентами) по проблемам социальной адаптации, абилитации и реабилитации; самостоятельное (на уровне технологического процесса) и творческое осуществление, поиск оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам; личностно-ответственное участие в создании социально благоприятной среды инновационной деятельности организаций, учреждений, коллективов и служб социальной защиты населения; профессионально и граждански мотивированное участие в решении проблем клиентов путем привлечения соответствующих специалистов и мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов человека, обеспечения его здорового образа жизни; предупреждение личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального "выгорания", девиаций социального здоровья; исследовательская деятельность: изучение особенностей культуры социальной жизни, благополучия, поведения различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп; анализ специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп; анализ, структурирование, оценка социальной информации с разных точек зрения, выделение в ней главного; диагностика, прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов и явлений в системе социальной защиты населения, обеспечения его социального здоровья; соучастие (партнерство) в деятельности научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы; самостоятельное определение научной и практической ценности решаемых задач в области социальной работы и составление практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований; выявление разных способов решения исследовательских задач; осуществление поиска путей повышения эффективности социальной работы в целом, социальной защиты населения в частности; представление (презентация) результатов исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций в доступном для других виде; систематическое использование результатов научных исследований в обеспечении эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, их физического, психического и социального здоровья; организационно-управленческая деятельность: определение, конкретизация и построение иерархии задач деятельности отдельных социальных работников и их групп в основных направлениях психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, в том числе медико-социальной помощи; самостоятельное осуществление координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите; стимулирование мотивации профессионального развития, творческое участие в организационно-административной работе в подразделениях учреждений и служб социальной защиты населения; разработка предложений по повышению эффективности системы контроля деятельности и мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения; содействие координации деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения и при работе в конкретных случаях, в организации медико-социальной помощи; организация делового общения, приносящего максимальную пользу социальной защите населения; принятие ответственности за результат действий в рамках своих функциональных обязанностей; понимание, осознание, критическая оценка принципов и механизмов деятельности в рамках ее избранного профиля и конкретного случая; принятие ответственности за результат действий сотрудников на конкретном участке деятельности и принятие решений в нестандартной ситуации; обеспечение высокой социальной культуры управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан; учет в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенностей национально-культурного и половозрастного развития граждан, их социального положения, физического, психического и социального здоровья; социально-проектная деятельность: обеспечение высокой социальной культуры своего участия в социоинженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения; учет специфики физического, психического и социального здоровья, особенностей национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных этнонациональных и половозрастных, а также социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих благополучие граждан; участие в разработке социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики; участие в пилотных проектах по созданию экспериментальных площадок в системе социальной работы; участие в разработке комплексных и индивидуальных социальных проектов для привлечения дополнительных финансовых средств; участие в работе по решению проблемы в конкретном случае трудной жизненной ситуации, умение проектировать современные виды психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, а также медико-социальной помощи. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи: социально-технологическая деятельность: выявление потребностей отдельных индивидов, семей и разных социальных групп населения, нуждающихся в различных видах и формах социальной помощи защиты; проведение комплексной оценки жизненных ситуаций разных социальных групп населения и уровня их жизнедеятельности с целью постановки социального диагноза и разработки программы социальной защиты; реализация социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества; обеспечение социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлени социальных услуг отдельным лицам и социальным группам; решение проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента; предупреждение и профилактика личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания»; оценка качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации; исследовательская деятельность: выявление, формулирование и разрешение проблем в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи; использование результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья; участие в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия; организационно-управленческая деятельность: координация деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи; координация психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения; социально-проектная деятельность: участие в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения; участие в создании социальных проектов для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции. 5.2. Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3); способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4); способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9). 5.3. Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК): способностью осознать социальную значимость своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1); способностью к постановке и обоснованию цели в процессе реализации профессиональной деятельности и выбору путей ее достижения (ОПК-2); способностью использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-3); способностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях (ОПК-4); способностью учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, а также специфику этнокультурного развития своей страны в профессиональной деятельности (ОПК-5); способностью к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОПК-6); способностью обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности (ОПК-7); способностью к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального "выгорания" (ОПК-8); способностью соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ОПК-9). 5.4. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата: социально-технологические: способностью к разработке и эффективной реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1); способностью к инновационной деятельности в социальной сфере; (ПК-2); способностью решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-3); способностью осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ПК-4); способностью к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-5); исследовательские: способностью исследовать особенности культуры социальной жизни, социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения их социального благополучия (ПК-6); способностью выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере социальной работы на основе проведения научных исследований, определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач (ПК-7); способностью к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-8); способностью представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-9); способностью к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области социальной работы и медико-социальной помощи населению (ПК-10); организационно-управленческие: способностью к реализации межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов в решении актуальных задач социальной работы (ПК-11); способностью к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб (ПК-12); социально-проектные: способностью к разработке и реализации социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, оказания медико-социальной помощи населению (ПК-13); способностью участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере социальной работы (ПК-14). 5.5. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», должен обладать профессионально-прикладными компетенциями (ППК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата – социально-технологические: способностью к выявлению потребностей отдельных индивидов, семей и разных социальных групп населения, нуждающихся в различных видах и формах социальной помощи и защиты (ППК-1) способностью к проведению комплексной оценки жизненных ситуаций разных социальных групп населения и уровня их жизнедеятельности с целью постановки социального диагноза и разработки программы социальной защиты (ППК-2) способностью к эффективной реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ППК-3); способностью решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ППК-4); способностью осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ППК-5); способностью к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ППК-6); исследовательские: способностью выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере социальной работы на основе проведения научных исследований, определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач (ППК-7); способностью к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ППК-8); способностью представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ППК-9); организационно-управленческие: способностью к реализации межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов в решении актуальных задач социальной работы (ППК-10); социально-проектные: способностью к разработке и реализации социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социальной защиты населения (ППК-11); способностью участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере социальной работы, оказанию медико-социальной помощи (ППК-12). 5.6. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, разрабатывает образовательные программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. 5.7. При проектировании программы бакалавриата образовательная организация обязана включить в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные или профессионально-прикладные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа бакалавриата. 5.8. При проектировании программы бакалавриата образовательная организация может дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности. 5.9. При проектировании программы бакалавриата образовательная организация самостоятельно устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам с учетом требований примерных основных образовательных программ. |