Есть такое дело - Землю изучать. И не просто ту землю, что у нас под ногами, черную, что в руках рассыпается, а ту, что глубоко-глубоко спрятана под земной корой. Ведь известно, что Земля наша с глубиной меняется. И если в самом сердце прячет она элементы, которые, распадаясь, и дают нам живительное тепло, то ближе к поверхности существуют разные по своему составу прослои, пласты, жилы, состоящие из горных пород и отдельных минералов. Образованные на глубине, со временем горные породы выходят на поверхность и их можно изучить. И если горные породы и процессы, с ними связанные изучают в основном геологи, то всевозможные минералы, такие как алмаз, изумруд,малахит, графит, горный хрусталь, объект изучения минералогов, оценщиков драгоценных камней и ювелиров. И важно не просто оценить какого качества драгоценный камень, но понять как он образовался, как рос. Ведь минералы - это живые организмы, они не просто рождаются такими, какими мы их видим, а растут со временем от крошечной песчинка до гигантских кристаллов. И для кажного минерала есть определенные формы, свои законы, по которым он растет. Алмаз, например, чаще всего имеет октаэдрическую форму. Это уже человек потом шлифуя и полируя делает из алмаза бриллиант, то есть ограненный алмаз, попадающий в ювелирные изделия. А гладкие и блестящие треугольные поверхности - грани сами такими стали, выросли. И не удивляйтесь увидив столбик-скипетр горного хрусталя или аметиста - такая форма - не дело рук огранщика, это матушка-природа сделала его таким. А чтобы понять как - нужно изучить минералогию. Минералы являются своего рода историками, хроникерами геологических процессов. Кристаллы растут и умирают и в процессе их жизни на них очень сильно влияют те обстоятельства, среда в которой они растут. Это влияние они надолго запоминают и если научиться читать - можно многое узнать о нашей Земле. Обычно специальность минералога вбирает в себя и геохимию, то есть химию земли. Очень важно понять как химические элементы распределяются в Земле и минералах, где накапливаются, и откуда выносятся. Ведь например на растения и воду очень сильно оказывает влияние состав земли, пород, с которыми они взаимодействуют. Важно изучать распределение как полезных и ценных элементов: золота, платины, кальция, железа, так и "вредных" - например ртуть и уран. Химический состав во многом определяет форму и свойства будущего минерала, но многое зависит и от условий его образования. Например химический состав графита и алмаза одинаков - углерод. Но какие разные они и в цене и в применении: то ли быть грифелем карандаша или же блистать в царской короне. Минералог изучает также как минералы взаимодействуют между собой, образуя горную породу. Существуют законы очередности, последовательности минералообразования. И минералог на глаз может в ряде случаев сказать что образовалось раньше, а что позже. Это направление называется петрология. Также можно моделировать процессы образования минералов и самим выращивать их. С некоторыми минералами это просто и дешево (например соль, сахар и медный купорос), а для выращивания других нужно дорогое оборудование, сырье, и знание особых секретов. А как отличить природных камень от искусственного учит наука геммология. Также настоящий геммолог может правильно оценить камень, так как существует ряд дефектов, наличие или отсутствие которых и составляет ценность камня. Камень сам по себе - не имеет цены. Природе все равно какой камень она рождает в своих недрах. И только человек формирует цену на камень, признавая его уникальность, редкость, долговечность. Минералы вошли в нашу жизнь повсеместно, и нельзя назвать отрасли, где бы не присутствовали хотя бы мельчайшие частицы минералов. В быту - это соль, в строительстве - гранит, песок, в ювелирном деле - драгоценные камни, удобрения в сельском хозяйстве, пьезокварц в электронике и многое другое. Зная минералогию можно не просто познакомиться с земными недрами, но проникнуть глубже в суть вещей, окружающих нас, узнать то, с чем мы встречаемся каждый день. Польянова Александра, студентка кафедры минералогии, петрографии, геохимии Уральского государственного горного университета |